В каждом виде искусства существуют свои средства выразительности для передачи прекрасного. Художник будет подбирать уникальное сочетание цветов на палитре для достижения идеала изображения, поэт станет играть словесными формулами и конструкциями, приспосабливая богатство родного языка, а композитор погрузится в пучину гармонии и благозвучия. Изображение женской красоты часто проявляется в разнообразных произведениях искусства. В Музее АЗ (сокращенно от Анатолий Зверев) проходит выставка «Красавицы столетий», и прекрасные женские образы стали первоосновой для тематики лекций. Практически каждый четверг в камерной атмосфере спокойствия и умиротворенности проходят музыкально-литературные вечера, посвящённые деятелю искусства и его вдохновительнице – музе, сподвигающей на великие творческие подвиги (обзоры прошлых лекций также представлены в журнале).

В этот четверг, 13 октября, в качестве главных героев предстали перед глазами публики гениальный русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов и его «прекрасные дамы»: Антонина Васильевна Нежданова и Нина Павловна Кошиц. О переплетении судеб рассказывал музыкальный комментатор Виктор Александров, а за музыкальную составляющую вечера отвечали солистка Государственного академического оркестра России им. Е. Светланова Нина Куприянова (арфа) и Мария Пожидаева (сопрано) –  выпускница ЦОП Галины Вишневской (класс Галины Павловны Вишневской), приглашенная солистка «Teatro Giullia di Barollo» (Турин, Италия).

Вечер, если рассматривать его как некое «художественное произведение» имел кольцевую структуру: начинался и заканчивался с музыкальных моментов. При этом романсы, содержащие «массу лирики, подлинного чувства, поэзии, правды и искренности» (А.В. Нежданова о романсах С.В. Рахманинова) служили связующим элементом между основными частями лекции.

Меломану, неравнодушно относящемуся к камерной музыке, в частности, романсам, подарил массу эмоций факт, что использовались не только самые знаменитые и трогательные произведения Сергея Васильевича, но и сочинения других русских композиторов – Милия Алексеевича Балакирева («Над озером» на слова А. Голенищева-Кутузова и «Песня золотой рыбки» на стихи М. Лермонтова), Николая Андреевича Римского-Корсакова (отголоском прошлой лекции Виктора прозвучал выразительный романс «Нимфа», слова А. Майкова, «Редеет облаков летучая гряда» на стихи А.С. Пушкина, «Не ветер веет с высоты», автор слов – А. Толстой и «Когда волнуется желтеющая Нива» по М. Лермантову) и «Прелюд» для арфы соло Сергея Сергеевича Прокофьева. Чуткая проникновенность исполнения Нины Куприяновой поразили слушателей, ведь она не только показала безграничные возможности арфы, ничуть не уступающей фортепиано и вполне его заменяющей, придавая романсам чудесную певучесть, но и передала всю глубину чувств и романтический характер произведений, их меланхоличность и безмятежность.

К аккомпанементу Нины вполне подходят слова, некогда сказанные Антониной Неждановой по поводу игры Сергея Рахманинова:

«Он изумительно аккомпанировал мне на рояле свои романсы. Его вдохновенный, выразительный, проникновенный аккомпанемент так воодушевлял меня, что невольно исполнение приобретало ещё больше выразительности, чувства и блеска»

В отличие от Нины Мария не сразу смогла войти в образ, первый романс С.В. Рахманинова «Не пой красавица при мне» на слова А.С. Пушкина она исполнила скорее как оперная певица, которой необходимо заполнить своим голосом всё огромное пространство сцены театра, а не камерную площадку музея. Это привело к неполноте исполнения, ведь все представленные «произведения отличаются такой большой глубиной чувств, а также проникновенностью, вдумчивостью и красотой мелодии каждой музыкальной фразы, что, слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет» и их необходимо в буквальном смысле «проживать», а не механически исполнять вокальную партию. Однако этот недостаток позже был ликвидирован, и слушатели смогли насладиться безграничностью остальных вокальных произведений, в первую очередь чудесным «Вокализом», посвященным Неждановой и написанном с таким тонким художественным и музыкальным чувством, что своим вкусом откликается в сердцах всех людей когда-либо его слышавших.

В повествовании о творческом сотрудничестве композитора и двух красивейших голосов начала прошлого века Виктор сделал упор на описании основных моментов: встрече с Сергеем Васильевичем, совместная работа над произведениями, исполнение и концертная деятельность, горестное прощение и общение после оставления Родины. Наиболее трогательным представлялись эпизоды расставания композитора со своими музами. Как вспоминала Антонина Нежданова:

 

«Уходя от Рахманиновых, я никак не думала и не подозревала, что прощаюсь с ними навсегда и что в тот день было последнее наше свидание, но сердце точно чувствовало — расставание было грустное и тяжёлое»

О последней встрече с Ниной Кошиц позже писали:

«Едва ли не последний раз Нина Павловна и Сергей Васильевич выступали в России 28 июля 1917 года в Кисловодске, где большой концерт с участием многих знаменитостей устраивали военные. В первом отделении Рахманинов аккомпанировал Кошиц, во втором – дирижировал оркестром. Уже тогда композитор твердо решил покинуть Россию»

Так, с некоторым оттенком грусти окончилась лекция, осветившая часть пути гения русской музыки, вынужденного покинуть страну, но никогда не прекращавшего её любить и выражать свою преданность и восхищение в музыкальных шедеврах – Сергея Васильевича Рахманинова – музыкального «портретиста» и певца женской красоты. Его женские «портреты» могут не требовать слов, ведь «Зачем слова, когда… голосом и исполнением можно выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Автор: Мария Тарасова

Фото: Иван Евсеев