В Третьяковской галерее состоялся предпремьерный показ «Тюльпанной лихорадки» и лекция о голландской живописи накануне выхода в прокат фильма с Алисией Викандер, Дэйном ДеХааном, Кристофом Вальцем. Фильм Джастина Чадвика по сценарию Тома Стоппарда  о тюльпаномании, охватившей желающих разбогатеть, и страстях обычных жителей на фоне этих событий в XVII веке. Но картина интригует не только сюжетными перипетиями; любители искусства смогут разглядеть в кинокадрах множество не менее интересных символов голландской живописи.

Ян Вермеер «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (фрагмент)

История рассказана от имени служанки Марии в доме Сэндвурта. Корнелис Сэндвурт (Кристоф Вальц) буквально выкупает сироту Софию (Алисия Викандер) из приюта и дарует ей новую жизнь. София, правда, оживёт (как цветок) только благодаря художнику Яну ван Лоо (Дэйн ДеХаан), которого приглашает Корнелис. Между художником и Софией возникает роман, а затем и продуманная игра до определённого момента. На предстоящую бурю намекают первые кадры с морем, где София пока только думает о жизни.

Морской пейзаж (от лат. marinus — морской) – символ бушующих страстей, одолевших всех героев. 

На фоне тюльпанной лихорадки разыгрываются истории любви, случаются диалоги об искусстве. Не случайно София выберет платье небесно голубого цвета. Когда ван Лоо спрашивает, чем вызван такой выбор, то она отвечает об аллюзии на небесные одежды девы Марии и её непорочноси. Но у художника другое объяснение: лазурит – дорогой пигмент для краски в живописи, и это служит символом богатства.

Для повседневной жизни выбраны кадры, обрамлённые элементами интерьера, для биржи характерны кадры, похожие на жанровые сцены (cцены из повседневной жизни).

Стоит заметить, что церковные сюжеты в кальвинисткой Голландии были запрещены, с этим связан расцвет светских сюжетов.

Ян Стен «Ссора карточных игроков»

Суета на улицах Амстердама контрастирует с тихой жизнью аббатства. Практически любой кадр сопоставим с картинами голландцев, кстати, расцвет голландской живописи приходится на 1640–1670 годы, тогда как само действие начинается в 1634 году. Голландцы сформировали самостоятельный жанр пейзажа (морской, городской, природный), тогда как до этого он был лишь фоном для портретов.

Ян Вермеер «Маленькая улица»

В кадрах также видим элементы, взятые с натюрмортов vanitas (суета сует, бренность бытия). Он возникает отдельной картиной, когда в дом Сэндвуртов приходит художник, чтобы написать двойной портрет супругов и также натюрморт. В таком натюрморте можно увидеть:

череп – это не только символ смерти, но и череп Адама, означающий победу над смертью;

cкрипка – символ искусства (один из многих), способный победить смерть;

лепестки цветов, ломтики еды, как ни странно, также означают бренность бытия;

морская раковина – символ эпохи барокко, на натюрмортах (как будет и в кино) – это символ обмана. Корнелис в знак раскрывшегося обмана оставит на письме раковину.

Стеверс «Vanitas»

Кадры «Тюльпанной лихорадки» выдержаны в колорите разных жанров голландской живописи эпохи барокко. И хотя не известно, какой художник был прототипом Яна ван Лоо, но сама история привлекает внимание колоритом и данимично развивающимся драматическим сюжетом.

Автор: Наталья Белова

Источники изображений:

http://bellezza-storia.livejournal.com/501479.html

https://www.kinopoisk.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.