В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) проходит фестиваль, tribute дадаизму, который появился 100 лет назад. Фестивальная программа включает в себя лекции, перформансы, концерты[1]. Мероприятия призваны рассказать о достижениях дада.

Дададизм – литературно-художественное направление, возникшее как протест против первой мировой войны в Цюрихе. Основными приёмами дада являются: «вышучивание, выворачивание наизнанку образов, произведений искусств и жизненных ситуаций, перефразирование и формулирование новых понятий на базе старых, отживших своё»[2], фотоколлажи.

На афише заявлены мэтры дадаизма – Марсель Дюшан, Макс Эрнст, последователи – Джон Кейдж, Микеланджело Пистолетто, Алексей Кручёных (русский поэт-футурист, а итальянские футуристы были за войну в отличие от дадаистов). Много ярких имён, а на самом деле выставка совсем о другом и совсем не об экспонатах дадаистов.

«Основными приёмами дада являются: «вышучивание, выворачивание наизнанку образов, произведений искусств и жизненных ситуаций, перефразирование и формулирование новых понятий на базе старых, отживших своё», фотоколлажи»

«Кабаре Вольтер» со звуковой поэзией Хуго Балля, как и Марсель Дюшан со своими реди-мейдами (готовые объекты, помещённые в выставочные залы в качестве произведений искусства) быстро забываются, так как центральную часть экспозиции занимают произведения нескольких мэтров московского концептуализма и работы актуальных художников, работы Александра Родченко, содержащие аллюзии на творчество своего коллеги – Владимира Маяковского. Это было бы замечательно в другом контексте, но не в заявленной принадлежности к течению дада.

Даже если исходить из понимания, что дадаизм – это набор идей, а не только направление в искусстве, то возникает много вопросов. Почему московские концептуалисты – это дада? Вряд ли Илья Кабаков или Андрей Монастырский относили своё творчество к этому направлению, при этом используя отличные от дадаистов методы. Илья Кабаков придумал новый вид произведений – альбомы, которые содержали набор идей на определённую тему. Критика общества и рефлексии о коммуналках – это не реальность дада. Перформансы и акции «Коллективных действий» (создана Андреем Монастырским) – тоже едва ли назовёшь дадаизмом, несмотря на элемент случайности.

В силу того, что современное искусство весьма многогранно, то и интерактивные инсталляции актуальных художников опять едва ли можно отнести к дада. Кстати, инсталляции во время существования дадаистов не были распространены, а взаимодействие со зрителем набирает обороты намного позже. Такие объекты можно видеть на биеннале молодого искусства и специальных проектах художников и художественных групп.

Выставка «ДАДА» как центральное событие фестиваля получается совсем о другом, но не о дада. Ведь это вовсе не формула сюрреалистов, использованная Рене Магриттом в произведении «Это не трубка» на картине с трубкой.

Автор: Наталья Белова

 

[1] ГЦСИ. Фестиваль «Дада» // http://www.ncca.ru/events.text?filial=2&id=3554.

[2] Энди Мерифилд. Критические биографии. Ги Дебор. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 34.