Роман Эриха Марии Ремарка «Три товарища» была опубликован 80 лет назад, когда положение всего мира было довольно шатким – разрушены были не только города, но и идеология. Повсюду кризис, нищета и голод. Главные герои книги, Роберт, или, как его все называют, Робби, Отто и Готтфрид работают в автомастерской. Они вместе прошли через все ужасы Первой мировой, которая связала их той прочной дружбой, которая бывает только у военных товарищей. В их головах все еще не утих грохот сражений, война не отпускает их, попытки найти свое место в жизни неизменно приводят к бутылке водки или коньяка. У них есть еще один «друг» – отремонтированный кадиллак «Карл», на котором они устраивают шуточные гонки с дорогими машинами. Они совершают глупости, мелкие и не очень. И вот, среди призраков прошлого, алкоголя и бесконечных исканий появляется Пат.

Она легко становится частью компании, ей не чужд мир героев. Они с Робби проникаются взаимной симпатией. Роман Патриции и Роберта является одной из главных сюжетных линий романа. Их отношения развиваются так же, как любые другие в то время – прогулки, посиделки в кафе. С одним только отличием — это не любовь мужчины и женщины, а родство душ. Им кажется, что они знакомы вечность, они рассказывают друг другу о своей жизни, не исключая самые тяжелые дни и нелицеприятные моменты. Им уже около 30, но в душе они все еще юные, какими были, когда вдруг пришлось резко повзрослеть, впервые увидеть боль и смерть. Поэтому они любят, как подростки, искренне, безумно, сильно.

Обложка первого издания романа в датском издательстве «Gyldendal» в 1936 году. Источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c4/Drei_Kameraden_(1936,_1ed).png

При прочтении книги возникает мысль, что такой любви не бывает. И действительно, нам сложно вообразить эмоции и чувства, которые испытывают герои, но лишь потому, что мы не пережили то, что пережили они. Помимо романтичных размышлений о том, как люди влюбляются, можно также привести несколько причин, по которым их роман просто не мог не случиться.

Например, то, что Робби – представитель «потерянного поколения». Это были молодые люди, которые попали на фронт очень рано и переживали войну подростками, а после — пытались построить свои жизни. Они были разочарованы во многих вещах, в первую очередь, в обществе, которое принесло их в жертву своим экономическим интересам и честолюбию. Старый мир, который они любили и защищали, рухнул, а в новом они оказались ни к месту. Они научились быть подозрительными, начали сомневаться во всем. В то же время, этих людей отличала строгая система ценностей, умение отличать важное от несущественного. Любовь при этом выделялась из общей иерархии, она становилась для них неким спасением, защитой от внешнего мира, тем, к чему стремились и чем дорожили больше всего.  Они не доверяли миру, но верили любимым, полностью отдавались чувству, которое казалось им квинтэссенцией всего стоящего в мире. Это объясняет поведение Робби: всю нереализованную чувственность и страсть он вкладывает в отношения, стремясь уберечь то счастье, которое ему приносит любовь.

Маргарет Саллаван и Роберт Тейлор в роли Пат и Робби в американской экранизации романа 1938 года. Источник фото: http://www.kinomania.ru/images/frames/p_198001.jpg

Пат, в свою очередь, помимо того, что так же пострадала от войны, была смертельно больна. Это сказывается на ее чувствах, и при определённой проницательности можно заметить отражение болезни и скорой смерти в ее поведении. Этот персонаж пронизан пресловутой spes phthisica (в переводе с латинского означает «надежда туберкулезника»), что делает ее такой наполненной высшей энергией, стремлением жить и любить. Она оптимистична, ее размышления поражают размахом. Всеми силами Патриция пытается создать иллюзию нормальной жизни и так же, как и Робби, поглощена своей влюблённостью. Она нежная и хрупкая, ее размышления возвышенна, она будто не от мира сего, зачастую видит хорошее там, где его нет. Психологи объясняют это скрытым отчаянием, которое больные прячут за внешней расслабленностью, вдохновленностью и оптимизмом.

Эфемерность и нестабильность их положения – вот что делает их любовь такой всеобъемлющей. То, что чувствуют друг к другу эти два персонажа, можно чувствовать только, находясь на грани. Они не признаются друг другу в любви, потому что «тогда ничего не может случиться». Им не нужны слова, они делами доказывают свои чувства. Робби пытается облегчить жизнь Пат, удивить и развеселить ее, заботится о том, чтобы ей было хорошо.

Маргарет Саллаван и Роберт Тейлор в роли Пат и Робби в американской экранизации романа 1938 года. Источник фото: http://www.vokrug.tv/pic/product/f/1/2/a/medium_f12af4ba742436dad4b28109afef0244.jpeg

Однако несмотря на большую часть описания развития отношений между Пат и Робби, именно настоящая мужская бескорыстная дружба является основным мотивом всего произведения. До определенного момента читатель продолжает верить в светлое будущее всех героев романа.

Но Ремарк не оставляет иллюзий. Он показывает жизнь такой, какая она есть, без лишнего лоска, не приукрашивая ни чувства, ни реальность. Робби и Пат сталкиваются с жизненной несправедливостью в ее самом жестоком выражении. Отто, который был владельцем и мастерской, и «Карла», был вынужден продать их в особо сложный период, чтобы помочь друзьям. Готтфрид, являющийся ярым борцом против зарождающего фашизма, также дорого поплатился за свои идеалы и принципы. Отличительной чертой романа является то, что повествование ведется от лица Робби, что позволяет нам полностью прочувствовать все переживания, увидеть происходящее его глазами, а значит, глазами автора. Характер Робби и его взгляды во многом схожи с позицией писателя – невозможно игнорировать его крайнюю нелюбовь к войне, к партии и режиму, хотя автор старается быть максимально нейтральным.

Роберт Тейлор, Роберт Янг и Франшо Тоун в роли трёх друзей американской экранизаци 1938 года. Источник фото: http://m.kino-teatr.ru/movie/kadr/25296/329728.jpg

Кто-то находит язык Ремарка слишком скучным, а кто-то купается в нем. Есть люди, обвиняющие произведение в излишней трагичности. Но разве сама жизнь не такая? Разве нет в мире той боли, которую описывает автор? Роман «Три товарища» учит не игнорировать подобные вещи, быть чуткими и добрыми, сохранять душу открытой, а сердце горячим невзирая на любые трудности. И вопреки рассуждениям, описанным выше, хочется верить, что не обязательно проходить через войну и смертельное заболевание, чтобы иметь в жизни друзей и любовь настолько искренние и настоящие.

Автор: Анжела Сайдахметова