В последние 200 лет западная цивилизация развивается по пути инноваций и достижения успеха. Это стремление к новизне проявляется и в творчестве первых модернистов, отвергающих необходимость изображать реальный мир таким, как его видит человеческий глаз. “Эпоха, когда искусство — это нечто очень серьезное и недоступное для понимания массами, также уходит в прошлое,  — говорят они. — Теперь искусством может быть что угодно, даже упаковка твоего любимого томатного супа или портрет сексапильного кумира, которого показывают на телеэкране”.

Приобщение к миру современного искусства делает тебя в глазах других более восприимчивым к переменам, создает вокруг ауру ценителя прекрасного и потому ассоциируется с интеллектуальным. Если ты входишь в сообщество коллекционеров, художников или арт-критиков, то презюмируется, что ты разбираешься в этой сфере.

Теперь искусством может быть что угодно, даже упаковка твоего любимого томатного супа или портрет сексапильного кумира, которого показывают на телеэкране

Молодые миллионеры из Восточной Европы, Китая и Арабских Эмиратов хотят приобщиться к старинной западной аристократии посредством коллекционирования, и искусство становится не целью, но средством — попасть в новое сообщество, приятно провести время за бокалом шампанского, рассуждая о концептуальной составляющей того или иного куска пластика, выставленного на очередном биеннале. Эстетическая же и чувственные стороны уходят на второй план. Ну в самом деле, какая разница, что именно ты покупаешь, если важно только, как дорого ты сможешь это потом продать.

Beat Film Festival привез в этом году картину Натаниэля Кана о цене и ценности современного искусства. «Всему есть цена» приоткрывает для нас мир современного искусства со стороны тех, кто его покупает. Зрители видят трансформацию искусства в эру, когда оно становится объектом инвестиций, а также весь процесс производства культурного продукта — от момента создания до пиара и ухода с молотка. Вы узнаете, какие люди формируют наши эстетические вкусы, и действительно ли мы можем говорить об их самостоятельности. Поймете, почему одни получают за свои картины немыслимые суммы, а другие живут с установкой «художник должен быть голодным».

Виртуальное путешествие даст возможность побывать в офисе аукционного дома Sothbey’s и поговорить с CEO Christie’s, очутиться в квартире коллекционера и мецената Стефана Эдлиса, поговорить с арт-критиками, искусствоведами и, конечно, творцами вроде Герхарда Рихтера и Джефа Кунса. Их рефлексия по поводу современного рынка, музейного пространства показывает, прежде всего, то, как по-разному мы воспринимаем искусство.

Герхард Рихтер в творческой мастерской

Авторы анализируют, какие факторы влияют на рыночный спрос на произведения искусства, и как трансформируется элитарное искусство в век массовой культуры. Георг Кондо, автор обложки альбома Канье Уэста, делится своим опытом работы в условиях поиска постоянного баланса между тем, что хочешь делать ты сам, и тем, что требуют от тебя рынок и клиент.

Обложки для альбомов Канье Уэста, созданные Георгом Кондо

Об изменении роли художника в современных условиях рассказывает один из главных постмодернистов современности Джефф Кунс. Производство искусства теперь — процесс, в котором задействовано множество людей с самой разной специализацией. Современные культурные индустрии работают по принципу, когда имя художника становится успешным брендом. То, насколько он лично задействован в процессе производства, уходит на второй план. Еще со времен Рафаэля романтическая идея того, что художник — гений-одиночка, ушедший от реального мира, была иллюзией. Так почему же мы хотим этого от автора теперь?

Выставка работ Джеффа Кунса в Newport Street Gallery

Содержание предметов искусства также связано с экономическими циклами. Во время кризиса 2008 года галеристы делали упор на работы, связанные с социальной критикой. Тесная связь искусства с экономикой, невозможность для художника стать по-настоящему свободным — та тема, что на протяжении долгого времени была проблемой только для самого художественного сообщества — впервые выносится на большой экран.

Фильм интересен широкому кругу зрителей: тем, кто давно хотел понять, по каким законам живет современная арт-среда, а также тем, кого давно интересовали инвестиции в предметы искусства.  Популярность современного искусства заставляет задуматься о том, как создается та символическая нагрузка, которая заставляет нас покупать билет на выставку, и действительно ли современное искусство сохраняет в себе элемент чувственности и откровенности.

Билеты можно приобрести по ссылке.

Автор: Лилия Филина