Одержимость Францией, её культурой и литературой прочно держалась в России несколько веков. Может, сегодня такая горячая преданность французскому и несколько остыла, но точно не в отношении современных французских писателей. О них и пойдёт речь.

Фредерик Бегбедер

Фредерик Бегбедер. Источник фото: http://bestin.ua

Фокус творчества: самопознание, самоактуализация.

Значимые произведения: «Воспоминания необразумившегося молодого человека», «Каникулы в коме», «Любовь живёт три года», «Французский роман».

Писатель-сумасброд и бунтарь, Бегбедер старается максимально выплеснуть себя на страницы своих книг. Его произведения подобны автобиографии, через писательство Бегбедер ищет своё место в мире, решает философско-психологические проблемы.

Скабрезные словечки, употреблённые, казалось бы, не к месту, излишняя детальность в интимных сценах, неприкрытая грубость, некоторый цинизм – всё создаёт особую атмосферу откровенности и открытости писателя. Бегбедер как бы склонил голову, готовый к посыпанию пеплом. Вот только этого не происходит, поскольку он отлично знает, что голову отнюдь не опускал: просто так писатель приближает себя к каждому читателю. За цинизмом скрывается хрупкость, доброта, искренний интерес к человеческим взаимоотношениям.

Таков его роман «Любовь живёт три года». Главный герой Марк Марронье безоговорочно верит теории любви, согласно которой это чувство может длиться только три года.

«В первый год покупают мебель. На второй год мебель переставляют. На третий год мебель делят»

Его вера основана на личном горьком опыте: спустя три года жизни с женой Анной Марк начинает чувствовать к ней отвращение, заводит роман на стороне с Алисой, разводится. Но счастью мешает брак Алисы и теория любви.

Сквозь роман герой проходит через депрессию, усталость от рутины, разрывы и схождения с Алисой, попутно раскрывая для себя настоящую любовь. От её отрицания до полного принятия проходят те самые три новых года. И когда до окончания третьего остаётся несколько дней, Бегбедер уверенно заявляет: «Конечно, любовь живёт вовсе не три года; я счастлив, что ошибся».

Его герой – он сам. Отчаявшийся и надеющийся, скорбящий и смеющийся – разный. Что ему нужно? Просто жить. И на собственном примере познавать человеческую натуру во всей её глубоководности. Бегбедер – смесь декаданса и фатализма с надеждой и тягой к изменениям. Его герой знает, что обречён на конец. Но это не останавливает героя.

«Конечно, любовь живёт вовсе не три года; я счастлив, что ошибся»

 

И так он приходит к гармонии с самим собой, а окружающий мир и собственные проблемы перестают быть враждебными.

«Чтобы любить кого-то, надо сначала полюбить себя»

Марк Леви

Марк Леви. Источник фото: http://rusoch.fr/lang/ru/guests/raznica-mezhdu-arxitektorom-i-bogom.html

Фокус творчества: любовь в повседневности (и не только).

Значимые произведения: «А если это правда?», «Каждый хочет любить», «Она и он», «Дети свободны».

Леви – это о любви. К окружающим, к работе, к еде, к изменениям – к жизни. У его книг лёгкий и светлый тон повествования. Хотя иногда и можно предугадать, как будет развиваться сюжет, манера Леви не даёт лишить себя удовольствия читать дальше.

Его герои просто живут и наслаждаются этим, попутно избавляясь от багажа проблем в поисках счастья. Они выдумщики, фантазёры, экспериментаторы. Персонажи Леви точно неидеальны: один любит приврать, другой – твердолобый педант, третий – манипулятор. Но у каждого своя история, своё особое видение окружающего мира, и этому невозможно не сочувствовать. Они не несчастны, они просто люди, и сквозь обыденность и «жизнь, как она есть», они ищут чудо, каждый – своё.

Роман «Каждый хочет любить» – сборник новелл, концентрирующийся на семи героях, оказавшихся волею случая или с самого рождения в Лондоне. Каждый персонаж связан с другим, и нельзя выделить главного героя, ведь все они – главные действующие лица в своих пьесах. А вместе они складываются в одну большую драму жизни.

Пережившие развод лучшие друзья решают воспитывать своих детей вместе, после чего каждый проходит проверку на прочность: педантичному Антуану пора забыть о самоотречении и начать думать о себе, легкомысленному Матиасу, только перебравшемуся из Парижа в Лондон, пора стать ответственным и окончательно забыть свою бывшую жену. Цветочница Софи тайно влюблена в Антуана, а журналистка Одри, курсируя между Парижем и Лондоном, встречает Матиаса. Нелегальная иммигрантка Эния отчаянно ищет работу, жильё и себя, а пожилой продавец магазина французской литературы Джон Гловер после выхода на пенсию ждёт, что его возлюбленная переедет к нему из Лондона в Кент. И все эти истории открываются и замыкаются маленьким ресторанчиком, которым управляет Ивонна. Она и объединяет всех героев: мирит вечно ссорящихся Антуана и Матиаса, помогает их детям, берёт под своё крыло Энию, просто дружит с Софи и Одри. И упорно отказывается переезжать в Кент к Джону Гловеру.

«Они разные, но именно эти различия легли в основу удивительного понимания»

Эта большая история о счастье, об исправлении ошибок прошлого, о новом начале, о смелости преодолеть себя.

«Впустить кого-то в свою жизнь — значит разрушить стены, которые ты возвёл для собственной защиты, а не ждать, пока другой эти стены проломит!»

Леви через многообразие персонажей, запутанность связей и отношений между героями учит читателя не бояться себя и наслаждаться сиюминутными радостями. Но, самое главное, это писатель-побудитель: он призывает делать, идти, управлять своим миром и быть счастливым.

«Отныне жизнь принадлежит тебе, и не будет для тебя ничего невозможного, если ты действительно этого захочешь!»

Анна Гавальда

Анна Гавальда. Источник фото: http://dic.academic.ru/

Фокус творчества: житейские ситуации, человеческие взаимоотношения.

Значимые произведения: «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал», «Я её любил. Я его любила», «Просто вместе», «35 кило надежды».

Анна Гавальда – художник жизни и житейского. Для неё каждая ситуация играет особыми красками и в то же время остаётся абсолютно обыкновенной. Она изображает жизнь в ей неприкрытой жестокости, смешанной с невероятным позитивом и надеждой. Гавальда ставит своих героев в сложные жизненные ситуации и смотрит, что будет. Но всё это она описывает просто и тепло.

«Это жизнь. Так живут почти все. Хитрят, изворачиваются… Такова жизнь»

Один из лучших романов Гавальды «Просто вместе» можно описать одной фразой: всё настолько плохо, что обязательно должно случиться что-то очень хорошее. Так и происходит с героиней романа Камиллой: после череды любовных и жизненных неудач талантливая художница, но поневоле уборщица, лежит и замерзает в своей каморке, пока не появляется её чудаковатый, старомодный сосед Филибер, который продаёт открытки, к великому неудовольствию своей аристократической семьи. Он переселяет её в свой роскошный дом. Бывшее родовое гнездо Филибер делит с раздражительным, шумным и любвеобильным поваром Франком. А тот, в свою очередь, вынужден заботиться о своей престарелой бабушке Полетте, недавно перенесшей операцию.

Это история о четырёх потерянных, никому не нужных людях, которые находят друг друга, учатся улыбаться, веселиться и наслаждаться каждым мгновением, проведённым вместе.

«Пусть тряпки и салфетки лежат в одном ящике, жизнь гораздо забавнее, если в ней есть место беспорядку»

Помогая друг другу обрести себя, каждый находит в себе силы разрушить раковину, в которую забился после схватки с враждебным миром.

«Филибер всегда пил за завтраком шоколад, и самым большим удовольствием для него было выключить газ в последнее мгновение, не дав молоку убежать. Это была его ежедневная маленькая победа»

Гавальда берёт тридцать три несчастья, добавляет жёсткости и нежности, чудачества и теплоты и получает рецепт жизнелюбия. Она учит читателя искать красоту даже в сложных жизненных ситуациях, относиться к ним с должной долей юмора и презрения. Гавальда говорит: нет ничего сложнее, чем просто жить. И легче тоже ничего нет.

«Жизнь – тот ещё фокусник, любит доставать кроликов из шляпы»

Бернар Вербер

Бернар Вербер. Источник фото: http://aboutwerber.com/foto/

Фокус творчества: исследование необычных идей, доведение их до максимума.

Значимые произведения: «Энциклопедия абсолютного и относительного (собрание интересных фактов, от кулинарных рецептов до квантовой физики)», трилогия «Муравьи», трилогия «Отцы наших отцов», «Добро пожаловать в рай», трилогия «Мы, боги».

Бернар Вербер – один из самых учёно-фантастичных писателей современности. Переплетая вымысел и научные факты, он одновременно повышает общую эрудицию у своих читателей и призывает их к размышлению как над обыденным, так и над фантастичным. В каждом своём произведении Вербер ставит определённую идею в фокус и смотрит, как всё будет развиваться. Наиболее яркий с этой точки зрения его сборник этюдов – «Рай на заказ». Ранжир идей огромен. Главный вопрос, которым задаётся писатель: «А что, если…?». А что, если человечество начнёт размножаться подобно растениям? А что, если следующая ступень развития жизни – женщина? Что, если Землю унаследуют муравьи? Что, если все анекдоты создаются специально обученным закрытым сообществом? Каждая идея видоизменяется, преломляется до неузнаваемости.

«Видимые обстоятельства иногда могут обманывать нас, но на самом деле все совсем не так, как вы думаете»

Примечательно, что Вербер использует этюды как почву для новых произведений: так, мотивы рассказов «Завтра только женщины», «Любовь в Атлантиде» перетекли в трилогию «Третье человечество», а рассказ «Там, где рождаются анекдоты» стал приквелом к роману «Смех Циклопа».

Вербер традиционно пишет свои книги в стиле параллельного повествования. И характер такого повествования зависит от идеи романа. В одном случае это могут быть вставки из его же «Энциклопедии абсолютного и относительного знания», в другом – анекдоты, в третьем – просто параллельная история. Всё это, а также сочетание научных фактов и фантастических идей размывает границу между реальностью и видимостью, создаёт особый мир Вербера – мир альтернативных реальностей и возможностей, помогает раскрыть сознание:

«Чтобы то или иное будущее смогло стать реальностью, кто-то должен сначала увидеть его во сне или в мечтах»

В конечном итоге, Вербер – неудержимый исследователь вероятного и возможного чуть-чуть за рамками настоящего и обыденного.

«Не пытайся изменить мир, просто найди в нем свое место»

Автор: Всеволод Селевёрстов