Разбираетесь ли вы в искусстве? Знаете, чем кубизм отличается от абстракционизма, а импрессионизм от романтизма? Книга «Главное в истории искусств» закроет все пробелы в знаниях. Написанная простым языком, с интересными фактами — книга понравится не только любителям искусства, но и тем, кто от него далек. Кстати, полистать книгу можно на московской книжной выставке Non/fictio№19, которая проходит с 29 ноября по 3 декабря 2017 года.

Приводим несколько отрывков и иллюстраций из книги.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Благодаря гармоничным пропорциям и высоким эстетическим качествам искусство Древней Греции и Древнего Рима стало основой и источником вдохновения всей западной культуры. Более тысячи лет живопись, скульптура, архитектура и керамика Древней Греции воплощали идеалы красоты. В Древней Греции развивались бронзовая скульптура, фресковая живопись, архитектура. Классический период — самый известный этап древнегреческой культуры. Тогда материковая Греция и Афины переживали расцвет, там строились огромные здания (в том числе Парфенон), олицетворявшие амбиции и величие древнегреческой культуры.

Основные имена: Поликлет, Фридий, Мирон, Пракситель, Агесандр, Полидор, Афинодор.

Лаокоон и его сыновья Агесандр, Афинодор и Полидор. Нач. I в. до н. э., высота 2,1 м, музеи Ватикана, Рим, Италия, — иллюстрация из книги

Возрождение

Термин «Ренессанс», объединяющий культуру Раннего, Северного и Высокого Возрождения, описывает возрождение интереса к искусству в Европе и его интенсивное развитие. С тех времен сохранилось множество произведений искусства и письменных источников, но еще больше утрачено. Новые технологии и открытия, например математические законы линейной перспективы, изобретение печатной машины, прорывы в астрономии, использование масляных красок, отливка бронзовой скульптуры, подарили новые идеи. Возрождение достигло пика в конце XV — начале XVI вв., когда художники стремились запечатлеть человеческие чувства и таинственную красоту природы. Впервые со времен Античности искусство стало убедительно реалистичным. Художники достигли статуса, сравнимого со статусом поэтов и придворных: гений Леонардо да Винчи (1452–1519) был признан во Флоренции, Милане, Риме. Известен примечательный эпизод, когда Карл V наклонился, чтобы поднять упавшую кисть Тициана.

Основные имена: Пьеро Делла Фраческа, Сандро Ботичелли, Перуджино, Андреа Мантенья, Филиппо Липпи

Мадонна с Младенцем и сцены из жития святой Анны Филиппо Липпи, ок. 1452, масло на доске, диаметр 135 см, галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция, — иллюстрация из книги

Реализм

В середине XIX в. западная цивилизация быстро развивалась. Новое поколение художников стремилось выразить в своих работах изменчивость современного им мира. После революции 1848 г. во Франции несколько молодых художников стали изображать мир так, как видели, соединяя в картинах образы технического прогресса и социального неравенства и изображая человеческое тело с непривычной для того времени откровенностью. Термин «реализм» предложил французский писатель Шанфлёри (1821–1889), чтобы описать работу своего друга Гюстава Курбе (1819–1887). Реалисты часто изображали жизнь простых людей или писали образы природы, не приукрашивая ее. Вкупе со свободной манерой изображения такие сюжеты шокировали высшее общество и средний класс.

Основные имена: Густав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Оноре Домье, Жан-Батист Камиль Коро, Эдуард Мане

Сборщицы колосьев. Жан-Франсуа Милле, 1857, холст, масло, 83,6 × 111 см, музей Орсе, Париж, — иллюстрация из книги

Постимпрессионизм

Термин «постимпрессионизм» был впервые использован в 1910 г. и объединял творчество художников, которые появились после импрессионистов и предложили новый творческий метод. Художник и критик Роджер Фрай (1866–1934) в 1910 г. ввел в обиход термин «постимпрессионизм» после выставки «Мане и постимпрессионисты». Работы, которые он представил на выставке, отказались следовать традиции импрессионизма. Каждый имел свой стиль и стремился выразить скорее то, что он чувствовал, чем то, что видел. Они не называли себя постимпрессионистами; этот термин вошел в обиход после их смерти. Передача состояния световоздушной среды

уже не была для них главной задачей, важнее было выразить духовное, символическое понимание цвета. Именно постимпрессионистские стилизации легли в основу ключевых идей абстракционизма.

Основные фигуры: Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Анри Руссо.

Таитянки на пляже, Поль Гоген, 1891, холст, масло, 69×91 см, музей Орсе, Париж, — иллюстрация из книги

Сюрреализм

Сюрреализм возник в начале 1920-х гг. как литературное и художественное течение, стремящееся выразить бессознательные мысли и чувства. Он зародился как международное интеллектуальное и политическое движение в 1924 г., когда в Париже был выпущен «Манифест сюрреализма», составленный Андре Бретоном (1896– 1966). На Бретона повлияли дадаизм, теории и исследования сновидений психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856–1939) и политические идеи Карла Маркса (1818–1883). Поэты- сюрреалисты поначалу не хотели, чтобы их связывали с художниками, из-за того, что сознательное создание произведений искусства конфликтовало с их спонтанностью и раскованной выразительностью. Но вскоре они поняли, что две формы самовыражения, поэзия и изобразительное искусство, могут быть созвучны друг другу.

Сосредоточившись на бессознательном с помощью фрейдистского метода свободной ассоциации, состояния транса и снов, некоторые сюрреалисты практиковали психический «автоматизм» — отключение сознания и создание потоков слов или изображений непосредственно из подсознания.

Основные имена: Рене Магритт, Сальвадор Дали, Жоан Миро, Макс Эрнст, Андре Массон.

Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения Сальвадор Дали, 1944, масло на доске, 51 × 40,5 см, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания, — илюстрация из книги

По материалам книги «Главное в истории искусств».