Поправки в законодательство, ставшие известными общественности как «пакет Яровой», стали одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время. Наиболее оживленные споры вызвали изменения федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (далее – ФЗ «О гражданстве»)[1], предусматривающие возможность лишения гражданства Российской Федерации.

В частности, решение о приобретении гражданства подлежит отмене при соблюдении двух условий[2]: лицо имеет гражданство другого государства (гарантии его приобретения) и было осуждено приговором суда за совершение преступлений, предусмотренных ст. 205 — 206, 208, 211, 277 — 282.4, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации[3]. Как известно, данная норма перед третьим чтением была исключена: вероятнее всего, важную роль сыграло экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Рекомендовав исключить статью законопроекта как «сугубо популистскую», эксперты посчитали, что отмена решения о приобретении гражданства ввиду совершения некоторых тяжких уголовных преступлений указывает на лишение гражданства, несмотря на нежелание авторов законопроекта использовать данную формулировку[4]. В связи с этим необходимо понять, существует ли в настоящее время возможность лишения гражданства на территории Российской Федерации.

Национальное законодательство и его соответствие нормам международного права

Гражданство как политико-правовая связь занимает важное место во взаимоотношениях индивида и государства. «Охватывая разнообразные области человеческих отношений и сферы интересов»[5], гражданство влияет на обладание гражданскими правами, получившими закрепление и гарантированность ввиду эффективного механизма защиты. О значимости данного института свидетельствует его закрепление в гл. 1 Конституции Российской Федерации. Согласно ч.  3 ст. 6 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его[6]. Существует только одно изъятие из данного правила: по решению суда отмене подлежит решение о приобретении гражданства, которое было основано на ложных сведениях или с использованием подложных документов. (ст. 22 ФЗ «О гражданстве»). При этом каждый юридический факт из перечисленных ранее является самостоятельным основанием для отмены решения о приобретении гражданства: следовательно, достаточно доказать поддельность предоставленных лицом документов или наличие в этих материалах ложных сведений[7]. При отмене компетентный орган, вынесший ранее решение о приёме в гражданство, будет основываться именно на решении суда.

«Гражданство влияет на обладание гражданскими правами, получившими закрепление и гарантированность ввиду эффективного механизма защиты»

Подробнее следует остановиться именно на сообщении ложных сведений, так как в судебной практике подобное основание для отмены решения встречается наиболее часто. Ложными будут являться не только сведения, не соответствующие действительности, но и отсутствие какой-либо информации в заявлении при её существовании (например, не указать в заявлении информацию о детях при их наличии в действительности[8]).

Суды, устанавливая факт недостоверной информации, в своих решениях опираются на один из двух подходов, сложившихся в судебной практике [9]. Длительное время считалось, что стоит учитывать только недостоверность сведений, необходимых для решения вопроса о принятии в гражданство (например, сокрытие наличия гражданства другой стороны у своего близкого родственника не будет считаться ложным сведением[10]). Однако в последнее время суды стали признавать значимыми все сведения, которые были указаны в заявлении о приёме в гражданство Российской Федерации, ввиду их закрепления в законодательстве. При этом их перечень достаточно обширен: например, необходимо указать случаи выезда за пределы Российской Федерации в период постоянного проживания, указав при этом страну выезда, цель поездки, а также место пересечения границы и даже вид транспорта[11]. В связи с этим современный подход нередко критикуется и считается негибким: в самом деле, стоит ли считать недостоверными сведения, в случае, когда лицо само заблуждается в истинности фактов? Оправданна ли подобная позиция судов? Тем не менее в настоящее время на данные вопросы ответить нельзя: судебная практика по этому вопросу только формируется.

«В последнее время суды стали признавать значимыми все сведения, которые были указаны в заявлении о приёме в гражданство Российской Федерации, ввиду их закрепления в законодательстве»

Но так ли нужно гражданство…?

Отметим, что при этом Конституция не ограничивает право любого гражданина прекратить правовую связь с государством посредством выхода из гражданства. Согласно устоявшейся практике высших судов, «добровольный выход из гражданства возможен, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства»[12]. Данная норма соответствует международному принципу сокращения числа апатридов, который, впервые появившись в Конвенции о сокращении безгражданства[13], уже стал одним из обычаев международного права.

«Добровольный выход из гражданства возможен, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства»

Тем не менее не все поддерживают подобные принципы международного права. Считая гражданство навязанным институтом со стороны государства, некоторые граждане находят, что оно становится обязанностью для индивида. В частности, Райнхард Тристан Ойген Хайдрих, частнопрактикующий юрист, стал вдохновителем одного интересного течения. По его мнению, «гражданство превратилось в политический и, пожалуй, даже военный инструмент для поведения зачастую не слишком дипломатических, квазиюридических выходок российских властей»[14]. Считая, что гражданство своим существованием указывает на факт нарушения прав человека на свободу от гражданства, Райнхард Тристан Ойген Хайдрих дошёл до Конституционного Суда РФ. Его желание отказаться от гражданства и стать апатридом не нашло поддержки: в жалобе было отказано, так как Российская Федерация придерживается принципа сокращения безгражданства[15].

Однако подобные мысли являются, скорее, исключением из правила. По мнению Елены Анатольевны Лукьяновой, профессора кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ ВШЭ, «гражданство — не есть право человека, а основа конституционного строя России»[16]. В связи с этим любые изменения, касающиеся базовых прав и свобод, должны быть взвешенными и обдуманными.

Автор: Анастасия Прокопова

[1] Федеральный закон от 31 мая 2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22.ст. 2031.

[2] Проект Федерального закона N 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

[4] Экспертное заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»  // http://president-sovet.ru/documents/read/456/.

[5] Галушкин А.А. К вопросу о периодизации институтов гражданства и подданства: организационно- правовой аспект// Право и жизнь. 2012. №174. С. 180.

[6] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[7] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 58-КГ14-4 .

[8] Постановление Президиума Архангельского областного суда от 15.05.2013 N 44г-19/13.

[9] Матвеев С.А. Формализм в судебной практике: некоторые проблемы реализации процедуры приобретения гражданства в упрощенном порядке // http://ombudsmanspb.ru/files/files/1%20mesto_S.Matveev.pdf.

[10] Апелляционное определение Брянского областного суда от 20 сентября 2012.

[11] Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 № 1325 (ред. от 06.08.2014) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.18.11.2002. № 46.ст. 4571.

[12] Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2012 N ГКПИ11-2219 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325// СПС Консультант-Плюс.

[13] Конвенция о сокращении безгражданства (Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961) // Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 206 — 214.

[14] Хайдрих Т.-О.-Х. Гражданство как феномен извращения права в обязанность. О свободе от гражданства и праве быть апатридом//    http://zakon.ru/Discussions/grazhdanstvo_kak_fenomen_izvrashheniya_prava_v_obyazannost_o_svobode_ot_grazhdanstva_i_prave_byt_apa/11066.

[15] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 1228-О по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Райнхарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации// СПС Консультант-Плюс.

[16] «Обычное традиционное пугало» Елена Панфилова и Елена Лукьянова — про закон о лишении гражданства России // https://meduza.io/feature/2016/06/23/obychnoe-traditsionnoe-pugalo.