Продолжая знакомство с номинантами ежегодной премии газеты «The Art Newspaper Russia», мы переходим к претендентам на победу в категории «Книга года» и узнаем, кто в мире литературы, по мнению редакции, может получить награду за самый большой вклад в область искусства в 2016 году. Номинанты следующие:

  1. Авангардная музеология / Под ред. А. Жиляева. М.: VAC-press, 2015.
  2. Шабанов А. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  3. Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920–1930-е) / Авт.-сост. И. И. Галеев. М.: Галеев-галерея, 2015.

«Авангардная музеология» номинирована «За найденные примеры для подражания в области музейного строительства первой половины ХХ века».

Эта книга представляет собой сборник текстов и архивных документов конца XIX – начала XX веков. Весь материал посвящён проектам музеев, стремящихся отойти от устоявшихся традиций музейного дела, в ней предложены различные решения для более инновационного подхода в работе выставочных пространств. Антология делится на три части: русский космизм, исторический авангард и марксистская материалистическая диалектика. В книге рассмотрено множество вопросов касательно самой авангардной музеологии, роли куратора в музейно-выставочном пространстве, феномена художника-куратора, влияния марксистских традиций на историю музейного дела, а также отражения отечественного космизма в музейном строительстве.

Книга подготовлена фондом V-A-C под редакцией Арсения Жиляева, в антологию также входят публицистические статьи философа-космиста Николая Федорова, художников Александра Родченко и Казимира Малевича, писателя Андрея Платонова, работы таких авторов как Александр Богданов, Михаил Бехтерев, Иван Пунин, Надежда Крупская, Александр Федоров-Давыдов и других.

В «Авангардной музеологии» читатель может найти как статьи о несовершенствах и ошибках политики старого музея, так и философские тексты о футуристических идеях вечной жизни.

«Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением» – за правдивую историю Товарищества.

2016 год подарил нам первое комплексное исследование передвижников в контексте социальной истории искусства, где автор представляет нам все сведения о движении передвижников с удивительной точностью. Анализ устава товарищества, объявлений о выставках в газетах, каталогов, отчётов, рецензии критиков – автор внимателен к каждой мелочи, когда дело касается его исследования. Данная книга объединяет в себе два противоположных взгляда на прочтение истории передвижников: социально-экономическое против альтруистического и идеалистического.

Читатели могут узнать, как прагматичная сторона передвижников приводит их к критически настроенному движению художников-реалистов. Так, книга предоставляет все доказательства, подтверждающие что изначальная выставочная деятельность передвижников – коммерческое предприятие, ориентированное на буржуазную публику.

Исследование написано петербургским искусствоведом Андреем Шабановым по мотивам своей диссертации.

Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920–1930-е) — за открытие неизвестных прежде имен и деталей биографий художников.

 

До апреля 2016 года в Галеев-Галерее проходила выставка «Школа Кузьмы Петрова-Водкина (1920–1930-е)» для которой был создан двухтомный каталог. Этот каталог – результат многолетних исследований Ильдара Галеева, основателя Галеев-Галерее, эксперта по русскому искусству первой половины XX века. Книга предоставляет возможность подробно познакомиться с художником, с методом его творчества, принципами педагогики Петрова-Водкина, а также творческим методом учеников и последователей художника. Как говорит сам составитель каталога: «Двухтомник — это попытка обобщения опыта школы по каким-то «родовым» признакам. Студенты, которые занимались аналитическим методом, — это одна школа. Люди, которые выходили в космос супрематизма, — другая. Те, кто занимался расширенным смотрением, — третья. А здесь вот вполне определенно узнаются все, кто приобщался к Водкину…».

Книга вносит огромный пласт знаний в исследования творчества Кузьмы Петрова-Водкина, не только обобщая, но и конкретизируя, открывая новые факты из жизни художника. Такое исследование, бесспорно, может претендовать на звание «Книги года».

Таким образом, мы видим, что каждый номинант достоин стать лауреатом премии «Книга года», но чьё исследование внесло больший вклад в искусствознание – редакция «The Art Newspaper Russia» решит второго февраля.

Автор: Анастасия Тимофеенко