25 апреля в концертном зале имени Чайковского состоялась российская премьера оперы Г. Ф. Генделя «Тезей». Российская она только географически, ведь исполнители вокальных партий – семь представителей семи государств. Оливия Фермойлен (Нидерланды), Анн Халленберг (Швеция), Катерина Каспер (Украина-Германия), Оуэн Уиллеттс (Великобритания), Константин Дерри (Украина-Испания), Катарина Ругкабер (Германия) и Игорь Подоплелов (Россия) подхватывали друг друга в каскаде изысканных арий Генделя. Государственный академический камерный оркестр России тоже не был лишён радости дипломатического общения: дирижировал Федерико Мария Сарделли – маэстро из Италии.

Прошедшее событие заслуживает внимания по двум причинам: во-первых, опера «Тезей», премьера которой состоялась в  1713 году в Лондонском королевском театре, исполняется в России впервые. Во-вторых, она прозвучала в концертном исполнении: без сценария, декораций, грима,  броских костюмов и театральной выделки ролей. Такой тип исполнения опер не нов и характерен для сочинений, которые ставятся редко или по разным причинам «выпадают» из репертуара театров. Неискушённому зрителю такой подход может показаться абсурдным, ведь опера в привычном понимании – это зрелище, а в сегодняшней ситуации пышного цветения различных режиссёрских концепций – площадка для экспериментов (в том числе, визуальных). Неужели опера, «спетая» как концерт, не лишается смысла, заложенного в ней исторически?

Торопиться с выводами не стоит, более того – можно не без иронии предположить, что отсутствие декораций вполне уместно, ведь с их «присутствием» связана любопытная история. Согласно сюжету оперы, греческий герой Тезей (Тесей) и его отец, царь Эгей, становятся невольными участниками любовного «четырехугольника»: Агилея, возлюбленная двух героев, становится жертвой волшебницы Медеи (в древнегреческой мифологии – жена аргонавта Ясона, уничтожившая своих детей), которая, в свою очередь, влюблена в Тезея. Чтобы устранить соперницу, Медея прибегает к магии и силам зла, которые было нетрудно воплотить на сцене даже 300 лет назад: премьерные показы 1713 года имели успех как раз потому, что сцену «оживляли» летающие драконы и трансформации пространства (эффекты, выполненные с помощью сценических механизмов).  После тринадцати представлений механизмы сломались, и, пользуясь ситуацией «заминки», тогдашний театральный менеджер сбежал с выручкой. Сегодняшним зрителям филармонии не пришлось переживать за сохранность декораций, и они могли полностью сконцентрироваться на музыке.

Вообще, концертное исполнение опер эпохи барокко – зрелище гармоничное и естественное, ведь музыкальный театр того времени обладал не только видимой, но и слышимой притягательностью. «Ракушка причудливой формы»  –  один из вариантов перевода термина «барокко»; эта причудливость, изысканность и ювелирная выделка характерны для всех сфер искусства 17-18 века, а  в особенности – для архитектуры и  музыки. Словно разглядывая барочное здание, забыв  об образности и театральности, нам остается только наслаждаться замысловатыми извивами голосов, вплетающихся в ткань оркестра.

Конечно, помимо  демонстрации красот голоса и мастерства вокальной техники, важно, чтобы исполнители партий были характерными и живыми, а драма оставалась драмой, несмотря на «концертность». Исполнители «Тезея» сумели пронести динамику и живость повествования через все 5 актов оперы. Кстати, изначально мужские партии «Тезея» были написаны для певцов-кастратов и, возможно, исполнялись ими. Сегодня эта традиция утрачена, да и факт существования кастратов покрыт аурой тайны (есть версии, что чаще всего за кастратов выдавали себя мужчины, поющие фальцетом). Тем не менее, партии барочных опер, написанные для «особенных» голосов, сегодня исполняют мужчины-контратеноры (высокий мужской голос) или женщины-меццо-сопрано (женский голос средней высоты). В этот раз партию благородного и могущественного Тезея исполнила хрупкая Оливия Фермойлен, а контратеноры Оуээн Уиллеттс и Константин Дерри  перевоплотились в царя Эгея и его камердинера Аркана.

В вечер премьеры Концертный зал им. Чайковского, рассчитанный на полторы тысячи человек, был переполнен. Отрадно, что традиция приглашать музыкантов со всего мира для исполнения лучших образцов оперного искусства – мощный стимул к посещению филармонии.

Автор: Наталья Михайлова
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии