В этот день шесть лет назад не стало самого читаемого автора в мире – Рэя Брэдбери, лауреата многих литературных премий, выдающегося фантаста, создателя двенадцатилетнего Дугласа Сполдинга (по известности с которым может конкурировать разве что Холден Колфилд*). Для тех, кто хочет сориентироваться в более чем 500 рассказах и романов, THE WALL предлагает свою классификацию произведений Брэдбери по основным темам его творчества.

Космос как предчувствие

Рэя Брэдбери называют мэтром научной фантастики, главным образом, за приверженность космической теме. Первое произведение, которое принесло писателю коммерческий успех и известность – роман «Марсианские хроники». Книга вышла в 1950 году во время гонки вооружений и перед самым началом космической эры. Говоря сегодняшним языком, Брэдбери «словил хайп» на актуальной и будоражащей умы теме. Однако верность ей писатель сохранил, и с тех пор в каждом сборнике неизменно появлялось несколько рассказов о космосе или Марсе. «Инопланетность» писателя признал даже космонавт Алексей Леонов, написавший предисловие к советскому изданию сборника. Стоит при этом упомянуть, что Брэдбери не сразу достиг успеха и звёзд с неба не хватал, прежде чем обратился к ним в своих произведениях.

Обложки разных изданий книги «Марсианские хроники»

Темнота и мрак

Брэдбери никогда не отрицал, что на его литературный стиль повлиял Эдгар По, и называл себя «внебрачным сыном Призрака Оперы, Дракулы и летучей мыши». В семье писателя существовала легенда, что его прабабушка была ведьмой, сожженной в ходе Салемского процесса. Брэдбери начинал писать, подражая мастеру хоррора: его дебютный сборник «Тёмный карнавал» составили страшные рассказы о потустороннем. Тема «тёмного карнавала» становится сквозной для Брэдбери, превращая его творчество в вечный Хэллоуин, к этой теме он обращается и в больших литературных формах. Роман «Из праха восставшие» собирался по кусочкам из опубликованных порознь рассказов о семье Эллиот, которая состоит из вампиров и привидений. Это романтичное и сумасбродное произведение, наполненное любовью и чудесами («Апрельское колдовство», «Дядюшка Эйнар»), отсылками к семейной легенде Брэдбери («К западу от Октября», «Странница») и решимостью – о единственном человеке в семействе мальчике Тимоти («Возвращение»). Находя эти рассказы в разных сборниках, чувствуешь, словно встретил старого друга.

Картина Рэя Брэдбери "Дерево Хэллоуина", которая положила начало написанию книги

Картина Рэя Брэдбери «Дерево Хеллоуина», которая положила начало написанию книги «Канун всех святых», источник: https://talktome.com.ua

Нуарная трилогия

В литературе нуар был жанром массового искусства и сосредотачивался на криминальной тематике. Произведения окружались антуражем из сигаретного дыма, роковых женщин, циничных высказываний, саморазрушения и детективных расследований. Нуар появился в конце 1940-ых годов и олицетворял пессимизм и трудность послевоенных лет. Рэй Брэдбери попробовал себя в этом жанре чтобы избавиться от ярлыков: трилогия  романов «Смерть – дело одинокое», «Кладбище для безумцев» и «Давайте все убьём Констанцию», а также сборник рассказов «Воспоминание об убийстве». Здесь смешались мрачные каналы и подворотни калифорнийских городков, неблагополучные кварталы, роскошные апартаменты, красивые актрисы, воды канализаций и моря, кинематограф и расследования, убийства. Они не имеют ничего общего с ярким светом далёких планет, которые покоряют космические первопроходцы, романтическими историями об Ирландии или тёплыми воспоминаниями о детстве – всем, с чем Брэдбери ассоциировался до этого. И писатель, следуя желанию избавиться от ярлыков, решает написать детективный роман.

Иллюстрация к роману «Смерть – дело одинокое» художницы Ольги Рычихиной

Ирландский цикл

В 1953 году режиссёр Джон Хьюстон («Мальтийский сокол», «Человек-макинтош», «Мёртвые») предлагает Рэю Брэдбери написать сценарий для экранизации романа «Моби Дик». Писатель приезжает в Ирландию, где планировались съёмки сцен Новой Англии и начинает «потрошить кита» – читать «проклятый роман» и работать над сценарием с несговорчивым Хьюстоном. Наблюдения за бытом ирландцев, реальные истории и легенды воплотились в «ирландском цикле». Как и роман «Из праха восставшие», цикл разбросало по разным сборникам, но в 1992 году писатель сшил его сюжетными связками в роман «Зелёные тени, Белый кит» и назвал его «запоздалым признанием в любви» Ирландии и её жителям. Брэдбери удивляется быту и обычаям ирландцев в юмористических рассказах «Первая ночь поста» и «Гимнические спринтеры», фантазирует под впечатлением от легенд в зарисовках «Холодный ветер, тёплый ветер» и «Зловещий призрак новизны», фиксирует городские наблюдения в «Нищий с моста О’Коннела» и «Дикий разврат в городишке Голуэй» и даже заглядывает в прошлое во времена гражданской войны в Ирландии в рассказе «Ужасный большой пожар в усадьбе». Попутно Брэдбери переложил два случая из жизни Хьюстона, в рассказы «Банши» и «Охотничья свадьба».

Рэй Брэдбери и Джон Хьюстон работают над сценарием «Моби Дика», источник: https://historyporn.d3.ru

Вечное лето

Один из «программных» романов Брэдбери  – «Вино из одуванчиков». К теме лета, детства и родного города писатель обращается не один раз, так как через подобные рассказы донести жизненные мысли и истины проще и доступнее для всех. Брэдбери возвращается к собственным воспоминаниям и кладёт их в основу рассказов, которые объединяются в «гринтаунский» цикл. Самого себя писатель вырисовывает под образом мальчика Дугласа Сполдинга (в некоторых переводах – Боб), а родной Уокиган становится прообразом провинциального городка Гринтаун (в некоторых переводах – Спрингфилд). Под конец жизни, в 2006 году, публикуют продолжение «Вина из одуванчиков» – роман «Лето, прощай» – и в 2007 году сборник «Летнее утро, летняя ночь». Российский прозаик Андрей Щербак-Жуков в рецензии на сборник «Летнее утро, летняя ночь» для «Независимой газеты» пишет, что

в новых рассказах Брэдбери уже нет откровенной фантастики, нет звездолетов и других планет, потому что писатель на закате жизни хочет донести до читателей простую мысль о том, что каждый день может стать чудесным, а каждый человек — отдельная планета.

Рэй Брэдбери всегда и в любой теме говорит о человеческих взаимоотношениях. Он может использовать и малую форму, и огромный роман, может объехать полмира и заглянуть на другую планету, вспомнить детство и описать невиданное, но думает только о людях и их делах, тем самым находя путь к их мыслям и переживаниям.

*Дуглас – герой романа Брэдбери «Вино из одуванчиков», Холден – герой романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Автор: Альбина Ахатова