Вы сидите на стуле, стоите в метро, лежите на диване, вы читаете этот текст. Вы едва ли задумываетесь о том, что в данный момент происходит внутри вашего организма, вы даже вряд ли задумываетесь о том, что происходит снаружи. Возможно, сейчас вы почувствуете, как вы дышите, что ваши ладони вспотели, что вы голодны или объелись, вы слышите отголоски стука вашего сердца, вы напряжены, об этом говорит складка на вашем лбу, вы улыбаетесь, вы расслабились…

Однако пройдёт какое-то время и вы вновь перестанете обращать внимание на эти сигналы. Вы точно знаете, что вы и ваше тело – это единое целое, тогда почему как по щелчку пальцев можете перестать его слушать или наоборот войти с ним в диалог как с другим человеком?

Тело – это физический объект, не несущий субъектности и духовности. Телесность же является одухотворенным телом, проявляется в форме и движении, именно благодаря ей человек ощущает связь с телом.

М.М. Бахтин утверждал, что телесность носит в себе две составляющие – «внутреннее тело», которое содержит в себе внутренние потребности и желания, и «внешнее тело», опирающееся на оценку других. Из его теории следует, что телесность формирует у личности мнение о себе не только через собственные ощущения, но и через призму чужих мнений. Гармоничным считается развитие, когда в принятии себя главенствуют самоощущение.

Отношение к собственной телесности является совокупностью трёх составляющих – биологической, социологической и психологической.

«Тело – это физический объект, не несущий субъектности и духовности. Телесность же является одухотворенным телом, проявляется в форме и движении, именно благодаря ей человек ощущает связь с телом»

Биологической составляющей является собственное тело. Эта часть телесности формируется в раннем возрасте: касаясь предметов, делая первые шаги, ребёнок изучает себя. На этом этапе он формирует знание о том, что его тело подвластно ему, и то, что он видит в зеркале – это он сам. Тут же формируются ощущения и контакт между ребёнком и миром на уровне тактильных ощущений. Это объясняет, почему слова родителей, что чайник трогать нельзя, потому что он горячий, – бесполезны до того момента, пока ребёнок не убедится в этом сам. Исследуя, сопоставляя внутреннее Я и тело как единое целое, маленький человек познаёт себя, проходя первый, важный этап понимания собственной телесности.

В детском возрасте биологическая составляющая главенствует в понимании собственной телесности, и контакт с ощущениями, потребностями тела понимается гораздо лучше. Он не затуманен правилами, принятыми по ходу жизни, общественным мнением и мнением о себе. Например, отношения у ребёнка с едой выстраиваются по принципу «нужно это моему организму или нет». Во взрослом возрасте очень малое количество людей могут ощутить, что именно хочет его организм, сколько нужно съесть, а некоторые забывают, что такое голод, путая с аппетитом или стараясь вообще убрать из жизни это чувство. Так происходит, потому что новые технологии жизни и питания пытаются обмануть природу, доказав, что они лучше знают каждого человека, придумывая системы питания и указывая, во сколько и что точно нужно съесть. Влияют родители, говоря, что всё нужно обязательно доедать, потому что сил не будет, потому что испортится, а вдобавок за маму и за папу. В итоге появляется привычка есть больше, чем нужно организму. Приучают традиции с большими, заставленными едой столами, на все возможные праздники и не праздники. Как итог, человек перестает реагировать на сигналы организма, который лучше любых специалистов знает, что ему нужно. Биологическая составляющая понимания собственной телесности является первой, что появляется у человека и сохранить её очень сложно из-за влияния двух других элементов.

«Исследуя, сопоставляя внутреннее Я и тело как единое целое, маленький человек познаёт себя, проходя первый, важный этап понимания собственной телесности»

Вторая составляющая – социальная. Она выстраивается на основаниях суждений других людей о себе и мнения общества о том, как тело должно выглядеть, опираясь на взгляды и тенденции. Во все времена общество создавало эталоны и стандарты внешности. Стремление к идеалу объясняется желанием к одобрению со стороны общества, не соответствие стандартам – ведёт к отторжению человека. Всё это сильно мешает развитию индивидуальности и идентичности, а также негативно влияет на психологическое состояние человека, потому что стать идеалом сложно, а остаться этим идеалом, в силу возрастных и иных изменений, – невозможно. На фоне этого стремления появляется разнообразие косметики, развивается и распространяется пластическая хирургия и индустрия моды.

Т.С. Леви разделяет отношение к телу на два типа: объектное и субъектное. При первом варианте отношения тело выступает как объект оценивания и имеет некую инструментальную ценность, как средство для достижения целей. Объектом (телом) можно манипулировать и лепить из него идеальный для себя и общественности элемент. Из-за такой власти над телом развивается неумение слушать и прислушиваться к его потребностям и желаниям, учитывать его природные возможности и уникальность. При субъектном отношении к телу личность осознает свою уникальность, свои потребности и желания, человек способен довериться внутренней спонтанности, слышать сигналы своего организма. Притуплено стремление быть кем-то, зато есть огромное желание жить, быть самим собой. Субъектное отношение является более гармоничным, однако сохранять его под силу немногим, ведь это означает принятие себя таким, какой ты есть, когда внешняя оболочка соответствует внутренним ощущениям. При объектном отношении внутренние ощущения заменяет мнение общества о том, как человек должен выглядеть и критика, полученная в адрес личности о его внешности. Такое несовпадение внутреннего и внешнего создают огромное давление на человека и влияют на третью составляющую телесности – психологическую.

«Субъектное отношение является более гармоничным, однако сохранять его под силу немногим, ведь это означает принятие себя таким, какой ты есть, когда внешняя оболочка соответствует внутренним ощущениям»

Психологическая составляющая вытекает из двух предыдущих в известное всем понятие – самооценку. С появлением интернета, развитием СМИ, доступностью и открытостью информации, шаблонные мнения о том, как должен выглядеть человек, подменяют действительные представления о своей внешности. Многие становятся заложниками «идеального Я», игнорируя, порой испытывая ненависть к «реальному Я». Такое неприятие себя ведёт ко многим психическим нарушениями с одной стороны, а с другой – к развитию индустрий, норовящих помочь в стремлении к идеальной внешности (фитнес, диетические продукты и спортивное питание, пластическая хирургия, косметика), тем самым разжигая ещё больший костёр недовольств в самосознании.

Большое распространение идеализации несут в себе социальные сети, где люди пытаются продемонстрировать себя, свою жизнь и тело в самом лучшем свете. Публикуя фотографии своего тела, человек становится кумиром для многих последователей, у которых формируется неразрывная связь между идеальным телом, внешностью и идеальной жизнью. Однако каждый человек индивидуален и скопировать чужую внешность не представляется возможным, но если получается приблизиться к идеалу и даже стать идеалом для других, то это не поменяет ничего, кроме внешнего вида. Вот тут-то происходит разрыв шаблона: фигура есть, внешность есть, а где та самая идеальная жизнь? Важно понимать, что лишь отношение к себе меняет жизнь и в первую очередь нужно менять его: осознание ценности и уникальности себя и своей внешности. На основании этого возникает другое популярное течение – бодипозитив. Идеей этого движения является побуждение людей принимать тела такими, какие они есть, наладив свободное отношение к своей телесности. Последователи движения считают своей целью борьбу против навязанных стандартов красоты и унижения людей из-за их внешности.

«Неприятие себя ведёт ко многим психическим нарушениями с одной стороны, а с другой – к развитию индустрий, норовящих помочь в стремлении к идеальной внешности (фитнес, диетические продукты и спортивное питание, пластическая хирургия, косметика), тем самым разжигая ещё больший костёр недовольств в самосознании»

Влияние телесности масштабно и затрагивает почти все области жизни, создавая порой диссонансы, путающие человеческие разум. Противоборствующие позиции занимают два культа – еды (фастфуд) и фитнеса. Вы не задумывались, что происходит в вашем сознании, когда в экране телевизора реклама девушки со стройным, подтянутым телом сменяется картинкой красиво оформленного чизбургера? Или когда вы понимаете, что пора начать худеть к лету, выбираете тренажерный зал, планируете будущую систему питания, но вывеска пекарни манит вас внутрь. И вот, вы уже доедаете своё любимое пирожное и чувствуете недовольство собой, обвиняя в слабовольности и грезя с завтрашнего дня точно сесть на диету.

Другим примером двоемыслия современного общества является отношение к движению. Наряду с развитием технологий от современного человека требуется всё меньше затрат энергии для жизни. Привычные атрибуты жизни становятся компьютеризированы и максимально упрощены: системы распознавания голосовых команд, хэндс-фри, программированная бытовая техника, лифты и эскалаторы и многое другое. Наряду с этим мода на активную жизнь, занятия спортом также активно развивается. Происходит подмена одного на другое, а также монетизация активности. В итоге человек, встав пораньше, садится в свою машину и едет на работу, заезжая перед этим в фитнес клуб, чтобы пройти на беговой дорожке расстояние, что мог бы пройти пешком от дома до работы. Исследования телесности будут существовать и меняться всегда, ведь это та область знаний, на которую влияют абсолютно разные аспекты нашей жизни. Познание себя и понимание, что и как влияет на нас, положительно или отрицательно, поможет чувствовать себя спокойнее и увереннее в постоянно меняющемся мире. Работа с собственной телесностью поможет бороться с низкой самооценкой, быть менее уязвимыми от оценки других, лучше понимать себя и потребности своего организма, сохраняя психологический комфорт.

Автор: Самарская Виктория