В «Пионере» в рамках The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL состоялась премьера документального фильма «Питер Линдберг: Женские Истории», участника специального показа Берлинского Кинофестиваля. После смерти фотографа 3 сентября идея фильма «Найди себя и осчастливь других» звучит особенно актуально.

Документальное кино как искусство

Жан-Мишель Веккье уже пробовал себя на документальном поприще: его авторству принадлежат работы «Баския» и «Энди Уорхол: Жизнь и смерть». О Питере Линдберге он тоже уже снимал — «Портрет». Новая же работа получила название «Женские истории». Режиссёр собрал в один документальный фильм истории нескольких женщин, знавших и любивших знаменитого фотографа. 

Голоса старшей сестры, двух любимых женщин и коллег звучат за документальными кадрами работы самого Линдберга, мелькающими в хаотичном повествовании об его жизни. Каждая героиня рассказывает о той стороне фотографа, что известна именно ей, и ни одна даже не заикается о возможных домогательствах. Во времена Терри Ричардсона, Харви Вайнштейна и повальных обвинениях в харассменте это звучит (к сожалению) едва ли не уникально. 

Намеренно разбивая привычную структуру документального фильма и чередуя короткие интервью с кадрами фотосессий, Веккье добивается полного растворения в жизни своего героя. Пока на экране мелькают фотографии, пейзажи, пока озвучиваются дневниковые записи молодого человека, путешествующего по Европе в поисках самого себя, зритель имеет возможность ощутить себя в одной машине с Линдбергом и наблюдать за ним, слушая музыку скорее эстетического, нежели биографического характера. 

Складывается ощущение, что режиссёр ставит целью не рассказать всё, что ему известно о герое, но показать суть его творчества, провести связующие нити. По крайней мере, в картине не проявляются чёткие жизненные этапы: родился-женился-устроился на работу-развёлся-снова женился-умер.

Прошлое неразрывно связано с настоящим: творческие мотивы, ставшие визитной карточкой фэшн-фотографии Линдберга (металлургические фабрики, инопланетяне и живые снимки крупных городов), раскрываются через рассказы о его прошлом – откуда фотограф, судя по всему, и черпал вдохновение. 

Картина живого человека 

Значит ли это, что в фильме не находится места для Линдберга-человека, а не Линдберга-фотографа? Вовсе нет. Даже Петра, его вторая жена, отмечает, что «на работе он точно такой же, как в реальности». Значит, ведёт себя максимально обходительно, всё время шутит и улыбается, даже не обращая внимания на свойственные моделям капризы (роль капризной модели в фильме отыгрывает Наоми Кэмпбелл, которая также заявляет, что Линдберг «всегда был джентльменом»).

«Ты не волнуйся, – отшучивается он перед Бриттани Мёрфи на фотосессии. – Уверен, что в раю есть собственный Vogue!» Вся площадка заливается хохотом, а шутка едва ли не становится пророческой – Мёрфи умирает в возрасте 32 лет.

Питер Линдберг же прожил 74 крайне продуктивных года. По общему признанию коллег, он боролся за «несовершенную красоту» и искренность своих моделей, разговаривая с ними и помогая им выглядеть настоящими. Личность фотографа предстаёт в исключительно благоприятном свете, Веккье не сосредотачивается на личных падениях – к примеру, о разводе с Астрид, первой женой, упомянуто мельком. Упрямство же Линдберга и его преданность творчеству овеяны ореолом романтики. Что поделать, творческая личность!

Те же, у кого никогда не было возможности оказаться в объективе прославленного фотографа (и уже не будет), теперь могут наблюдать за его работой едва ли не из-за его собственного плеча, наслаждаясь ответом на поставленный в самом начале вопрос: «Почему человек, привыкший снимать женщин в модных одеяниях, согласился отправиться снимать приговоренных к смертной казни? Потому ли, что среди осуждённых оказалась женщина?»

А может, потому что он искренне любил естественную женскую красоту и её преломление в фотографическом творчестве?

Автор: Анастасия Гастин