В начале 2019 года в стенах интернет-компании Genome Ventures был запущен проект tada.team — платформа для командных коммуникаций. BizDev компании Левон Гекчян рассказывает нам, всё ли шло так, как задумывалось изначально (спойлер: нет), какие плюсы у платформы на российском рынке и почему важно слушать своих пользователей и кастомизировать продукт под каждого клиента.

Как всё начиналось

CEO стартапа Павел Крещишин в 2010 году окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, после чего занимался развитием продаж в крупном международном банке. В 2013 году стал исполнительным и затем генеральным директором ВКредит24, а с 2014 года активно начал развиваться в сфере создания и развития новых бизнесов: свои навыки применил в компании Deworkacy, где занимался развитием цифровых технологий.

Павел Крещишин Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2019, Сочи

Изначальная идея проекта tada заключалась в создании приложения для бизнес-знакомств с геолокацией. Смысл был в том, чтобы, к примеру, гости определенного мероприятия могли при помощи приложения подобрать полезных для себя стартаперов, инвесторов и других, находящихся на площадке. В приложении была функция коммуникации, которая в наибольшей степени привлекала клиентов. Ее мы и начали развивать. Правда, уже без геолокации. 

Про трудности

Было несколько сложностей. Во-первых, концепция проекта на протяжении процесса его “рождения” менялась несколько раз. К примеру, на определенном этапе мы попытались создать приложение для коммуникации чиновников. Причём мы пытались сначала сделать продукт, а затем с готовым решением идти продавать. Конечно, такой подход не сработал. 

Другая сложность заключалась в правильном подборе команды. Так, на первом этапе разработкой занимались молодые студенты в свободное от учёбы время. Затем мы ударились в другую крайность и наняли команду дорогих разработчиков, где каждый отвечал за свой небольшой участок. И даже привлекли серьёзных UX/UI дизайнеров. 

Но спустя полтора года у нас так и не было работающей версии приложения. Поэтому в начале 2019 года команда нативной разработки сократилась до трех человек: два front-end разработчика и один back-end. Все они до того занимались web-версией, а затем освоили кроссплатформенную технологию Flutter. Оказалось, что обучить людей специфике работы с другой платформой — эффективнее, чем нанимать еще несколько узкопрофильных специалистов и пытаться экстренно впихнуть в них все накопленные знания о продукте. 

Преимущества относительно других компаний

Учитывая, что 99% подобных инструментов зарубежные, первое преимущество — отечественное происхождение продукта. Как следствие — отсутствие рисков, связанных с геополитической обстановкой и прочими санкциями. 

Во-вторых, у нас принципиально иной подход к бизнес-мессенджеру. Наша идея в том, что все рабочие коммуникации так или иначе строятся вокруг задач, которые решает команда, поэтому ключевая сущность наших чатов — чаты задач. Временные места, где можно поднять вопрос, там же, на месте, его обсудить, проследить за ходом выполнения и увидеть итог. 

Ключевая сущность наших чатов — чаты задач

Можно провести аналогию с совещаниями. Есть общие совещания, когда обсуждают все текущие проекты команды. У таких совещаний максимально низкая эффективность — это общие чаты. Есть совещания по проекту, когда команда обсуждает задачи по проекту — это чат команды. А есть совещания, где обсуждают конкретную задачу, в таких случаях эффективность самая высокая — это чат задачи. 

С нами свою эффективность уже повысили такие компании, как Profilum, Theorem, Шанти-Шанти.рф, Wormsoft, и это только начало.

Совещания — это неэффективно? 

Совещания неэффективны, когда в них нет острой необходимости. Нужно понимать, что есть вопросы, которые можно обсудить, не собираясь всем вместе в одной комнате и тратя на это время всех. Общаясь в групповом чате, можно параллельно делать еще и другую работу, а сидя на совещании — нет. 

Само собой, самый быстрый и эффективный способ коммуникации — живое общение, но не всегда нужно дергать человека, отрывать его от контекста, чтобы что-то решить. Если вопрос срочный — да, самый эффективный, но если дело не очень срочное — это неразумно в масштабе команды, так как ты решишь свой вопрос, а другому человеку нужно будет потратить еще дополнительное время, чтобы вернуться в контекст вопроса, который он решал до твоего «визита». 

black rolling chairs beside brown table
Переговорка пустует, потому что команде оказалось удобнее обсуждать рабочие вопросы в мессенджере:)

Брейншторминг и прочие техники креативного мышления эффективны только при личных встречах и мы не пытаемся «отобрать их хлеб». Просто нужно проводить границу между совещанием и брейнштормингом. 

Одинаково ли хорош tada.team для малого бизнеса и больших компаний? 

Сложно говорить, одинаково ли хорош. Для этих разных аудиторий он решает различные задачи. В случае с малым бизнесом — ускоряет и упрощает процесс коммуникации, делает его более комфортным. Для больших корпораций — это возможность централизовать всю коммуникации и обеспечить безопасность данных через серверную установку, которую мы можем осуществить. 

tada.team может быть полезен и специалистам по коммуникациям, предоставив им возможность качественнее модерировать внутренние коммуникации и формировать корпоративную культуру

При этом надо понимать, что необходимость в специалистах по внутренним коммуникациям не отпадает. С появлением мессенджеров все компании стали отдавать им предпочтение, поскольку так коммуникации стали значительно быстрее, чем в эпоху e-mail. Но появилась другая сложность — люди начали использовать те мессенджеры, которые им больше нравятся. Такая диверсификация — не самый удачный пример, поскольку в командных коммуникациях важно, чтобы все всегда чётко знали где, что искать. 

Так что tada.team может быть полезен и специалистам по коммуникациям, предоставив им возможность качественнее модерировать внутренние коммуникации и формировать корпоративную культуру. 

Про будущее

Мы продолжаем работать и совершенствовать платформу. Идей касательно функциональности очень много, но мы потихоньку начинаем переходить от наших идей и желаний в разработке к тому, что ждет пользователь от такого инструмента. Сейчас есть план на 2019-2020 год по добавлению новых функций, но он постоянно корректируется исходя из того, что просят пользователи. 

Если говорить масштабно, то мы хотим двигаться в сторону модульного SaaS решения. То есть на базе нашего мессенджера разработать или интегрировать готовые модули для event, для управления продажами, чтобы у бизнес-заказчика была возможность сделать систему под себя. Мы про максимальную кастомизацию, собственно, внутренняя архитектура всей системы изначально строилась так, чтобы можно было в любой момент что-то добавлять или убирать. 

Cover photo by Mad Fish Digital on Unsplash