– Что в современном советском искусстве Вам, как художнику, наиболее близко? Что наиболее чуждо?

– Близко то, что, по-моему, настоящее. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» [1].

 

Выставка Ильи Львовича Табенкина (1914-1988) проходит в галерейном центре «Артефакт», в галерее «Веллум»[2]. После прочтения этой статьи можно будет попытаться вникнуть в незатейливые, на первый взгляд, натюрморты и понять, за что ценят этого художника. Его творчество относится к так называемому советскому неофициальному искусству. Для того чтобы обозначить место этого художника в истории, в статье будет рассказано о советской художественной действительности 60-80-х годов, а затем о биографии и творчестве Ильи Львовича.

В 1962 году в СССР прошла выставка, обозначившая начало разделения искусства на официальное и неофициальное[3]. Речь идёт о выставке «30 лет в МОСХ», или «Кровоизлияние в МОСХ» в кругу остряков[4], на которой Хрущёв в крепких выражениях высказался о живописи абстракционистов в Манеже. На самом деле, сама юбилейная выставка не была откровением для власти, скандал вызвала выставка «другого» искусства. Любопытно, что выставка абстракционистов проходила на антресолях Манежа, но оказалась главным событием по отношению к юбилейной выставке Московского Союза Художников (МОСХ), занимавшей большее пространство. Интерес к абстракционистам был вызван шумом в зарубежной прессе: о них писали и говорили в отличие от Советского Союза, где они творили в мастерских. Художников из студии Элия Белютина (руководитель «Экспериментальной студией живописи и графики»[5]) предупредили о начале выставки буквально за ночь до открытия[6].

Источник фото: http://s14.stc.m.kpcdn.net

Источник фото: http://img-fotki.yandex.ru/

Другими важными событиями были несколько мифическая бульдозерная выставка и выставка в Измайловском парке в 1974 году. Бульдозерная выставка показала противостояние художников и чекистов,[7] возможно, потому что не была санкционирована, оставив после себя фотографии в архивах КГБ и прессы. Выставка в Измайловском парке была одобрена властью, но время её проведения составляло всего 4 часа.

Источник фото: http://artguide.com/

Источник фото: http://www.istpravda.ru/

Источник фото: http://www.istpravda.ru/

Источник фото: http://oldmos.ru

Илья Табенкин не принимал участия ни в одной из названных выставок, но их упоминание важно для того, чтобы обозначить среду, в которой творил художник. Это «художник, живущий в тоталитарном государстве, в котором его дом – это как бы его крепость, а область натюрморта – это такая камерная область, в которой ему можно сказать всё что угодно, и он говорил мужественные вещи»[8].

История Ильи Табенкина, к которому признание пришло только на последнем году жизни, сразу наталкивает на мысль, что его судьба драматична. Одним из таких моментов является история, как он отправил другу, находившемуся в заключении, посылку с красками, за что сам был арестован[9]. После заключения, скрыв свою судимость, он поступил в эвакуированный Московский художественный институт имени Сурикова, находившийся на тот момент в Казахстане. После окончания института он вступил в Союз художников СССР (1951), занимался социальными заказами на художественном комбинате. Свою выставочную деятельность начал позже, в 1960-х годах: были коллективные выставки «группы шестнадцати» в 1968 и 1975. Для него поворотным пунктом стала выставка 1975 года, после неё чётко сформировалось собственное отношение к искусству[10], до этого выставка в 1968 году оказала влияние на поиски[11] собственного стиля, когда он начал развивать особое направление абстрактного натюрморта, где ценил «свободу выражения и простоту – основной урок, который преподаёт нам великое искусство прошлого»[12].

При определении этого жанра представляется композиция из уже существующих предметов будь то еда или вещи, но Табенкин в то время находит новое решение. Он сам делает фигурки из папье-маше, глины, помещая их в среду, которую составляет покрашенная им драпировка. В этих фигурках исследователи видят отсылку к библейским сюжетам, но по большей части, фигурки абстрактны в своём изображении, они могут быть кем угодно в зависимости от воображения. Картины не рассказывают историю. Художник акцентирует внимание на цвете и форме коллажа из предметов. Именно такая компоновка фигур, объединённых одним цветом, выделяется среди других художников того времени. Он «стремится к внутренней динамике и напряжённости, превращая свои натюрморты в «композиции форм» и постоянно заботясь об обретении «духа простоты и ясности стиля», который был свойствен «античным росписям, фрескам Раннего Возрождения, древнерусской живописи»[13]. В конце жизни Илья Табенкин был одним из участников аукциона Sotheby’s 1988-ого года, что показало значимость его экспериментов для советского неофициального искусства.

Автор: Наталья Белова

Источник главного фото: http://cultobzor.ru.

Источники фотографий:

http://artguide.com/posts/730

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/02/t347g.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6834/29330465.15c/0_d50bb_12cb80f0_XXXL.jpg

http://www.istpravda.ru/artifacts/10736/

http://oldmos.ru/old/photo/view/100397

http://portal-kultura.ru/upload/iblock/8eb/HRUSCHEV_001_opt.jpeg

http://s14.stc.m.kpcdn.net/share/i/12/4587018/inx960x640.jpg

[1] Каталог выставки. Групповая выставка произведений московских художников: В. Барвенко, Н. Богушевская, В. Вильвовский, Е. Григорьева, А. Марц, С. Миренская, Д. Митлянский, Ю. Павлов, Е. Расторгуев, И. Табенкин. [Живопись, монум. искусство, скульптура, графика]. М.: Московская организация Союза художников РСФСР, 1985.

[2] Галерея Веллум // http://www.vellum.ru/exhibition/i83/.

[3] Герчук Ю. Я. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже. М.: НЛО, 2008. С. 10.

[4] Герчук Ю. Я. «Кровоизлияние в МОСХ», или Хрущев в Манеже. М.: НЛО, 2008.С. 9.

[5] http://www.theartnewspaper.ru/posts/1203/

[6] http://www.kommersant.ru/doc/2614454

[7] https://lenta.ru/articles/2014/09/17/bldrz/

[8] Илья Табенкин. мысли художника, свидетельства родных, воспоминания современников. М. 2013. С. 69.

[9] Илья Табенкин. Биография // http://zdes.gallery/artists/sovremennye_hudozhniki/Ilya_tabenkin/Biography/.

[10] Илья Табенкин. мысли художника, свидетельства родных, воспоминания современников. М. 2013. С. 24.

[11] Указ. соч. С. 23.

[12] Указ. соч С. 28.

[13] Указ. соч. с. 27.