Необходимость заботы о психическом здоровье кажется сегодня совсем неочевидной, ведь психическое заболевание ассоциируется с чем-то редким, явным, вроде шизофрении. Между тем, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, до 50% взрослых людей страдают тем или иным расстройством[1].  По прогнозам той же ВОЗ, к 2020 году психические заболевания выйдут на первое место в структуре заболеваемости, обогнав сердечно-сосудистую патологию. В России ситуация еще тяжелее — если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%[2].

Разумеется, речь идет в основном о мягких формах и пограничных состояниях, таких как депрессия, тревожные расстройства, комплексы, фобии, сексуальные проблемы, зависимость. Основные причины связаны с темпами урбанизации и стремительного возрастания плотности населения, усложнением технологий и информационным прессингом. Высокая конкуренция в различных сферах, рост требований и социальных стандартов, проблемы больших городов порождают стрессы, фрустрацию, неуверенность и тревогу у большого количества людей[3]. Это напрямую влияет на физическое здоровье населения, на экономику, преступность и демографию.

«На этой богатой почве, как обычно происходит, человечество родило множество идей по профилактике и лечению подобных расстройств»

Психоанализ.

Трудно найти человека, который бы не слышал о Зигмунде Фрейде, основателе школы психоанализа. Кто-то вспомнит трактовку сновидений, кто-то – нелицеприятные метафоры. Фрейд разработал множество критикуемых за умозрительность и позднее отвергнутых теорий, но он навсегда останется в истории как автор концепции бессознательного.

Человеческую психику можно представить в виде айсберга, лишь верхушка которого управляется и контролируется сознанием. Гораздо более существенная и тёмная часть личности скрыта под водой, в области неосознаваемых психических процессов. В этой области есть три сущности – Я (представляющее собой подлинную личность), Сверх-Я (общественный контроль, установки и требования окружающих, воспринимаемые как свои) и Оно (инстинкты, биологические влечения). Результаты взаимодействия этих сущностей иногда прорываются в область сознательного и влияют на поведение индивида таким образом, что он зачастую не может объяснить их. Сознательное отгораживается от бессознательного с помощью различных защитных механизмов, например, вытеснения неприятных мыслей и воспоминаний или сопротивления, потому что нам неприятно знать о себе правду.

По Фрейду, человек становится счастливым и начинает жить полноценной жизнью, когда начинает слушать свое бессознательное и вступает с ним в гармонию, освобождаясь таким образом от инстинктивных импульсов и социального контроля. Если этого не сделать, противостояние сущностей внутри психики будет всю жизнь разрывать его между диктатом сексуальных и иных влечений и требованиями общества. Некоторым людям удается ослабить это противоречие путём сублимации – выпуска напряжения через творчество, религию, активную деятельность. Если же этот канал перекрыть, энергия станет вырываться через болезненные неврозы и психические расстройства.

«Трудно понять, где здесь кончается красивая метафора и начинается наука. Однако Фрейду первому в западной психологии удалось ухватить и обосновать идею освобождения сознания от внешних сил»

Транзактный анализ Берна

Американский психолог Эрик Берн очень творчески подошел к некоторым идеям психоанализа и развил их в самостоятельную модель. Книга «Игры, в которые играют люди», в которой понятным языком излагались основы транзактного анализа (ТА), быстро стала бестселлером, поскольку содержала практические способы её применения в самых разных областях.

Берн довел до ума концепцию трёх сущностей в психике личности. Согласно терминологии ТА, каждый человек может находиться в одном из трех эго-состояний: Ребенок, Взрослый и Родитель.

Родительское состояние отвечает за мораль, нормы, устои. Это установки, которые человек получает в детстве от своих родителей или авторитетных людей. Личность в состоянии Родителя критикует и опекает других и своего внутреннего Ребенка, оперирует требованиями и запретами, неосознанно повторяя поведение своих родителей.

Состояние Ребенка – это импульсивность, эмоциональность, иррациональность. Ранний опыт жизни, установившиеся реакции, вызывающие у нас радость или печаль, эгоцентризм и страх перед авторитетами и обществом – все это включается, когда человек слушает внутреннего Ребенка. С этим же состоянием связана и радость творчества, увлеченность и обаяние.

Наконец, Взрослый – это рациональная, адекватная и независимая часть личности. Это арбитр между Родителем и Ребенком, который выбирает, какое из их поведений наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: «Будь всегда взрослым!».

Психолог, работающий в рамках ТА, помогает клиентам взглянуть на устоявшиеся шаблоны своего поведения, так называемые «Игры», с точки зрения вышеописанной концепции. Любая Игра ведется из состояний Родителя или Ребенка, то есть нерациональна и вредит игрокам, хотя те считают, что получают выигрыш. Значит, нужно выйти из игры.

Транзактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

РЭПТ

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия находится на фронтире современного психологического консультирования. Вплоть до конца 90-х годов прошлого века она активно разрабатывалась американским психологом Альбертом Эллисом, рискнувшим отойти от основ психоанализа. Именно эта смелость во взглядах и сделала его вторым по влиятельности психотерапевтом мира (Фрейд стал третьим).

Эллис изменил коренную посылку психологии, заключавшуюся в том, что негативные эмоции и реакции формируются опытом. Именно поэтому психоанализ и его последователи копались в прошлом пациентов, разыгрывали ситуации из детства, толковали воспоминания и сновидения. Эллис же утверждает, что не сам опыт влияет на нашу жизнь, а лишь интерпретация этого опыта. Что замыкает круг на греческих и китайских мыслителях, еще тысячи лет назад сказавших, что мир есть наше представление о нем.

РЭПТ учит, что больше всего боли людям доставляют абсолютные категории «должен», «надо», хотя зачастую клиенты не могут рационально объяснить, почему это на самом деле так. РЭПТ сводит психологические проблемы, порождаемые этими категориями, всего к двум основным типам:

Проблемы эго. Самоуничижение, «я плохой», «я недостойный», «я не должен быть таким».

Преувеличение негативных сторон ситуации. «Я этого не вынесу», «лучше умереть, если это случится», «все не должно быть так плохо».

Психолог, работающий с РЭПТ, помогает клиенту выявить эти иррациональные воззрения, увидеть, как они проявляются и влияют на его жизнь, а затем постепенно побороть.

Многочисленные экспериментальные исследования[4] подтвердили высокую эффективность РЭПТ, которая быстрее и глубже остальных методик позволяет добиваться улучшений. На сегодня она позволяет излечивать до 90% пограничных состояний и расстройств[5].

Автор: Евгений Гущин

Источник фото: worcester.ac.uk

[1] ВОЗ. Mental Health Atlas 2011.

http://www.who.int/mental_health/publications/mental_health_atlas_2011/en/

[2] Россия лидирует по числу психических расстройств. 30 января 2007г. News.ru

http://www.newsru.com/russia/30jan2007/russkiepsihi.html

[3] Александр Привалов. Психотерапевт для нации. 16 марта 2010г. Эксперт. http://web.archive.org/web/20100323084848/http://www.expert.ru/articles/2010/03/16/psihoterapevt/

[4]  Исследования Бёкхеда (1970); ди Лорето (1969); Гроссака, Армстронга (Armstrong) и Луссива (Lussiev) (1966); Карста и Трекслера (1970); Криппнера (1964); Лафферти и др. (1964); Молтсби (1970а, 1970b); Шарма (1970) и Зингле (1965) и многие более поздние исследования.

[5] Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь, 2002

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.