Сегодня мы поговорим о весьма интересном и волнующем большинство родителей предмете – о воспитании детей. Однако речь пойдет не о том, как это происходит в каждой семье или как, по мнению родителей, лучше всего воспитать своего ребенка, а о более глобальном явлении: о том, что по этому поводу думает государство. Как известно, в конце прошлого года Министерством Образования утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», которая была принята к исполнению с начала текущего года. В этой статье мы попробуем разобраться, что это за стратегия и что предполагает сделать согласно ей государство для подрастающего поколения.

Стратегия развития воспитания детей – это «система деятельности, ориентированная на обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания»[1]. Из этого следует, что она является важной составляющей инновационной основы будущего страны и что именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения.

Как известно, воспитание является важным компонентом социально-экономического развития общества. Воспитание и уровень жизни населения взаимозависимы и тесно взаимосвязаны. В этой связи в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

По прочтении можно понять, что она основана на психолого-педагогических концепциях организации воспитательной деятельности, опирается на  основные позиции различных научных школ и учитывает результаты исследований отечественных и зарубежных ученых. В ее основе лежит опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.

Более того, развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие личностных качеств общенациональному идеалу, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом. В этой связи в стратегии перечислены основные ценности и установки, которые будут закладываться в подрастающее поколение, о чем подробнее будет рассказано далее.

Важно понимать, что реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые должны обеспечить социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

Воспитание как функция социальных институтов

Воспитание является главной функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных профильных организаций. Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

При этом в стратегии отмечается, что основным институтом воспитания должна оставаться семья. Именно она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. В этой связи государство предполагает работу над укреплением социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций, что связано с решением следующих задач:

  1. Государственная поддержка семейного воспитания: повышение социального статуса семей с детьми, обеспечение материального благополучия в семье, охрана прав ребенка в семье.
  2. Расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время.
  3. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей.
  4. Поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательных организации, в которых числятся их дети.

Безусловно, воспитание также предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, что осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений. При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека должна являться социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в различных сферах общества.

Теперь, когда стало яснее, что же предполагает собой процесс воспитания согласно стратегии необходимо выяснить, какие цели и задачи преследует эта стратегия, а также на чем она основывается. Какие базовые ценности принимаются за образец, к которому каждому ребенку предстоит стремиться?

Исходя из текста стратегии, ее цель – развитие государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации в период до 2025 г., которая будет обеспечивать формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи и некоторые другие аспекты. Базовые национальные ценности подрастающего поколения берутся из основного документа страны – Конституции РФ. за основу берутся следующие ценности, необходимые для воспитания:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность – следованию закону и соблюдение установленного правопорядка, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни; здоровье физическое, социально-психологическое и духовное;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека. Иными словами, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, эстетическое и этическое развитие;
  • природа – забота о родной земле и планете Земля в целом, экологическое сознание.

Исходя из вышеперечисленных ценностей, основные задачи стратегии – это повышение солидарности общества, обеспечение государственной поддержки семейного воспитания, повышение эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций и поддержка уязвимых категорий детей и подростков.

Итак, определены ценностные ориентиры и основные задачи, требуемые для реализации. Теперь необходимы конкретные шаги к реализации. Вот некоторые предлагаемые меры, которые, по задумке, должны помочь реализации стратегии:

  1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение родителей.
  2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей. В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
  3. Духовно-нравственное воспитание и тесное сотрудничество социальных институтов воспитания, а также повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.
  4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет).
  5. Поддержка детских молодежных общественных объединений и организаций.
  6. Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.
  7. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение, включая введение обязательных программ воспитания профессионалов, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи и др.
  8. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.

Таким образом, можно заметить, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 – это серьезная и кропотливая работа, которая при полной реализации серьезно изменит и улучшит концепцию воспитания подрастающего поколения, реализуемую в настоящее время. Очерченные базовые национальные ценности предполагают воспитание осознанных, высоконравственных и глубоко толерантных личностей, что крайне необходимо нашему обществу. А каким образом это будет реализовываться на практике, уже совсем скоро узнает каждый родитель.

Автор: Павел Демин

Источник фото: drobs.ru

[1] Проект в редакции от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.