Прямо в середине дня, на парковке какой-то закусочной в штате Пенсильвания человек по имени Кевин (Джеймс МакЭвой) захватывает трёх девушек-школьниц. Он их усыпляет и привозит в бункер. Они полны решимости бороться с похитителем, но быстро узнают, что хоть Кевин – один человек, на самом деле в его теле живут сразу 23 личности.

Главной героине (Аня Тейлор-Джой) придётся сильно постараться, чтобы сбежать от Кевина

Когда выходит фильм автора, все, конечно, говорят только об авторе. В случае со «Сплитом» автором является М. Найт Шьямалан – бессомненно, уже культовый режиссёр, прочно забивший себе место в истории кино и памяти людей. Место, правда, находится в странной близости сразу двух полюсов: «гениальный мастер хоррора» и «самый переоценённый режиссёр века».

Во многом поэтому Шьямалан – один из самых загадочных людей современного Голливуда. Пожалуй, перещеголять его в загадочности могут только Николас Кейдж и Ричард Келли («Донни Дарко»), да и то, если соберутся вместе. Родился Шьямалан в Индии, но высшее образование получил уже в США, в Нью-Йорке. Через 3 года после окончания киношколы он продает свой сценарий к фильму «Стюарт Литтл» за 2,5 миллиона долларов, а ещё через 4 года снимает мистический триллер «Шестое чувство», который становится одним из хитов проката (600 миллионов долларов) и получает целых две номинации на «Оскар» (очень редкое явление для мистики и хоррора). Как мы знаем сейчас, это был счастливый пик карьеры Шьямалана.

«В 2015 Шьямалан внезапно возвращается к крошечным бюджетам и за 5 миллионов снимает «Визит», многократно отбившийся в прокате и вернувший слабую веру в постановщика»

До 2004 года дела индийского постановщика идут даже неплохо. Он снимает три крупные картины: «Неуязвимый», «Знаки» и «Таинственный лес», которые окупаются в прокате и получают в целом положительные отзывы от зрителей и критиков. Все воспринимают Шьямалана как человека, который может сделать великое кино, но пока ему просто не приходит вдохновение. Бывает такое с творческими людьми, ничего. Всё меняется с выходом «Девушки из воды» – две золотые малины, провал в прокате и непонимание критиков. По законам драмы, всё дальше идёт только под откос: «Явление», «Повелитель стихий», «После нашей эры», каждый следующий фильм называют худшим в фильмографии ещё молодого (43 года) режиссёра. От него отворачиваются практически все студии. В 2015 Шьямалан внезапно возвращается к крошечным бюджетам и за 5 миллионов снимает «Визит», многократно отбившийся в прокате и вернувший слабую веру в постановщика. Через год выход «Сплита» оборачивается триумфальным возвращением – «ликуйте все, король хоррора вернулся!».

Джеймс МакЭвой — главная причина идти на «Сплит»

Возвращение, конечно, чисто номинальное, потому что Шьямалан в «Сплите» не делает ничего нового и использует все уже свои испытанные приёмы, а самое главное – снабжает фильм глобальной идеей, которую очень хочет донести до зрителя. Но если отбросить все эти Шьямалановские навороты, то идти точно стоит на «Сплита» хотя бы ради игры Джеймса МакЭвоя. Ему удалось всё: мимика, голос, манеры, движения. Каждое новое его перевоплощение ждёшь с растущим нетерпением. На актёра просто приятно смотреть, даже не задумываясь о том, что происходит по сюжету. Есть несколько очень смешных моментов, есть пара восхитительных (танец одного альтер-эго Кевина – 9-летнего паренька – это маленький праздник радости).

В остальном, «Сплиту» отчаянно не хватает единства главного героя. Внимание всё время переходит с одного протагониста на другого. В результате, вы не с кем не соотноситесь эмоционально (это в лучшем случае, в худшем – вы будете обожать героя МакЭвоя, который, на минуточку, злодей). Все остальные проблемы вытекают из этого. Слабые актёры второго плана, не слишком необходимые побочные сюжетные ветки и экспозиция, которую одним огромным куском запихивают в картину в самом начале действия. Шьямалан верен себе и делает всё то же самое, что он делал всегда.

Культовый режиссёр, сценарист, продюсер, актёр и вообще мастер на все руки

Однако его визитной карточкой не зря стали неожиданные поворота сюжета. Всё самое важное происходит в конце, в последние несколько секунд (!) фильма. Одним лёгким движением руки Шьямалан превращает «Сплит» в сиквел своего давнего фильма «Неуязвимый». Вроде как ничего удивительного, но поверьте, это меняет всё, потому что «Неуязвимый» – это, в сущности, кинокомикс. Представьте, если бы какое-нибудь «Паранормальное явление» заканчивалось тем, что мы видим Гарри Поттера (Доктора Стрэнджа/Гэндальфа, нужное подставить) и понимаем, что дело происходит в одной вселенной, где магия возможна. Шьямалан же приводит свой в общем-то реалистичный триллер в мир супергероев. Конечно, это не Marvel и не DC, это своя вселенная Шьямалана, но всё равно это неожиданно освежающе. Большинство зрителей в России, конечно, не поймут и не прочувствуют, но фанаты режиссёра останутся довольны.

Итог: классический мистический триллер М. Найта Шьямалана, выделяющийся разнообразной игрой Джейма МакЭвоя и концовкой, которая заявляет – у культового режиссёра теперь есть собственная киновселенная.

Автор: Александр Залесов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.