Группа «Сплин» – живая легенда, и это вовсе не преувеличение. Сложно будет выйти на улицу и найти человека, который никогда бы о ней не слышал. Искренние тексты, гармонично переплетённые с пробивающей насквозь музыкой, не могут не запасть в душу, а энергетика участников коллектива настолько потрясающая, что чувствуется уже с первых аккордов песен. 13 ноября в Stadium Live в Москве прошёл концерт группы, перед которым её солист Александр Васильев выделил время, чтобы пообщаться с главным редактором журнала THE WALL.

Здравствуйте, Александр Георгиевич! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Надеюсь, мы Вас не разочаруем их качеством и не утомим количеством. Начну с вопросов о музыке: Какую музыку Вы слушаете в последнее время?

Я слушаю новинки, которые появляются, но я не могу сказать, что я на чём-то остановился. У нас так много своих песен, мы с ребятами столько времени проводим в студии, что, по сути, это и есть та музыка, которая постоянно меня окружает.

Какие песни зарубежных или российских музыкантов Вы исполняете наедине с собой и нравится ли Вам играть в одиночестве? Есть ли на это время?

Я распеваюсь всегда на «Аквариуме», «Машине времени», «Воскресении».

IMG_8100

Ничего не меняется с годами?

Ну нет, почему же, я каждый раз выдёргиваю разные песни, и каждый раз они звучат заново. Но просто да, это же классика, у них такой текст, такие распевные мелодии…

Песни часто пишутся в дороге, где Вам удобней писать, в поездах, самолетах, автобусах?

Да всё равно, это не имеет значения.

Обе части Вашего альбома «Резонанс» вышли в том числе и на виниле, чем Вы очень порадовали аналоговых поклонников. Как Вы сами относитесь к возрождению увлечения винтажными записями? 

Слушайте, этот винил в 150-тимиллионной стране спросом не пользуется, он нужен от силы тысяче коллекционеров, так что да, для них вот как раз мы его и выпускаем (смеётся). Спросом особым такие записи не пользуются.

Не скажите, Александр Георгиевич, знаю очень многих ребят, которые действительно ходят и ищут пластинки.

Да? Не знал, ну это классно! Здорово!

А на каких устройствах Вы сами слушаете музыку?

С компьютера в основном слушаю. И с телефона через наушники.

А есть ли такая песня, с которой всегда приятно начать день?

Все дни разные…

Что нужно в принципе, чтобы день выдался хорошим?

Только твоё собственное желание.

Интересно узнать, есть ли среди Ваших инструментов любимая гитара, возможно та, которая всегда была с Вами?

Нет, у нас их несколько, и я путаюсь в них на самом деле. Они все хорошие. Никогда не знаю, на чём играю, это не так важно.

Как Вы относитесь к современной молодёжи и их поведению? Видите ли разницу между публикой, которая была с Вами 20 лет назад и сейчас?

Ну погодите, я сам ещё копыта не откинул, поэтому я как-то себя от молодёжи и не отделял по большому счёту (смеётся).

Но публика же как-то изменилась или это не чувствуется?

Здесь много чего изменилось: здесь изменился общественный строй, научно-технический прогресс сдвинулся вперёд, но, по сути, человеческая природа не изменилась, разве что помимо радости пришёл и стресс, но это во все времена было, эти колебания. Человек уже долгое время не меняется. Согласно исследованиям учёных, ДНК человека отличается от ДНК обезьяны всего на три процента, то есть в эти три процента и входит всё наше сознание, ум, культура и так далее. И наша цель – это четыре, понимаете (смеётся)? И иногда мне кажется, что это всё можно сделать усилием воли, работая над собой.

DSC_5592-3

А Вы над собой часто работаете?

Крайне редко.

А в чём причина? Не хочется?

Неохота…

Лень?

Да.

Что тоже, собственно, базовая человеческая черта характера, если так можно выразиться (смеётся). Хочется снова вернуться к творчеству – Вы кого-то из современных российских исполнителей слушаете или нет? Как Вы относитесь к современникам?

Вы знаете, только вот за последнюю неделю я для себя два имени открыл. И один исполнитель мне очень понравился, а другой очень не понравился, но два имени в неделю для нашей страны – это очень много.

Конечно, много, удивительно даже, для России особенно. К тому же, при вашем графике ещё и следить за тем, что творится вокруг – действительно впечатляет. Перейдём к литературе. Как Вы относитесь к современной зарубежной литературе?

Я потерял с ней связь лет 15 назад.

А читали Паланика, Кутзе, Беньофа, может быть?

Как я рад за вас, ребят, что у вас есть своя литература. Потому что мне кажется, что я свой багаж набрал к 2000 году уже точно. И, безусловно, мне было бы интересно залезть в какую-нибудь книгу и открыть для себя новое имя, но я всегда жду появления какого-нибудь гранд имени, не просто популярного писателя, а писателя, который навсегда останется: такие появляются редко. А раньше читал много. Понимаете, мне ещё повезло вылезти из советского строя в рыночный, то есть из строя, где всё было запрещено, и всё приходилось доставать из какого-то подполья. В такое время, понимаете, когда всё под запретом, всё интереснее в десять тысяч раз. Когда к тебе друган подходит и вот так вот кассету отдаёт, и так тихо-тихо, чтобы училка не видела, чтобы директрисе не заложила: «Слышишь, этот там, «Киноооо», только тссс». И всё, ты пулемётом после школы домой, быстро вставляешь кассету, чтобы понять, что там за «Кино» такое.

«В такое время, понимаете, когда всё под запретом, всё интереснее в десять тысяч раз»

А понравилась тогда эта группа?

Нет. Ну понимаете, к тому времени и «Аквариум», и «Машина времени» набрали огромную силу: поэтическую, музыкальную, а Цой был только в самом начале пути и, конечно, песни у него тогда детские были, и это абсолютно нормально, очень хорошо, что он тогда их опубликовал, он сам это переварил, пережил, и дальше шёл уже вверх по ступеням, никуда не торопясь, с восточной мудростью, до пика добрался.

Вы потом переоценили его творчество? Оно Вам стало ближе?

Ну, как Вам сказать… Я понимаю, почему он так популярен. Скажу так: мне его образ нравится больше, нежели его песни. Весь этот мужественный образ «нашего» Брюса Ли, он мне кажется безупречным, я его обожаю. Но при этом я не могу сказать, что я являюсь поклонником группы «Кино». Для меня они простоваты, я люблю более закрученные «ходы» в текстах.

Если уж мы заговорили о текстах – наверное, Вы знаете, что авторство слов некоторых Ваших песен по ошибке приписывается Бродскому. Что об этом скажете? Это Вам льстит или, наоборот, раздражает?

Знаете, я живу в стороне от всего этого. Мне всё равно. Вот честно, зачем забивать голову этим? Бежать, доказывать, что «это я, я, я», бить себя кулаком в грудь. Какая мне разница? Пусть, что хотят, то и думают, а кому надо, тот всё и так знает.

«Вот честно, зачем забивать голову этим? Бежать, доказывать, что «это я, я, я», бить себя кулаком в грудь»

Перейдём к фильмам. Вы часто их смотрите, у Вас есть на это время?

Да.

В 2014 году вышел фильм «Одержимость», который получил Оскара за лучшую мужскую роль второго плана, смотрели ли Вы этот фильм?

Нет.

Суть в том, что преподаватель молодого барабанщика доводил его до истерик, до изнеможения, издевался над парнем, чтобы получить от него творческий максимум. Разделяете ли Вы таком подход к обучению музыке?

Как хорошо, что я не смотрел этого фильма! Вот я сейчас Вас слушаю, отлично, что я пропустил его.

То есть так музыканта учить нельзя? Гения нельзя выдрессировать?

Понятия не имею. Правда.

IMG_8190 (2)

А что насчёт музыки в кино? Как Вы считаете, важна ли музыкальная составляющая в кинематографе, и как она должна быть преподнесена – как песни с текстом или всё же музыка без слов?

Понимаете, если в хорошем фильме выключить музыку, то фильм станет какой-то нелепостью. Действительно, исчезнет эта составляющая, которая из кино делает чудо. То есть да, там будут ходить люди, да, они там будут разговаривать, будет какое-то действо, но без музыки, пусть даже фоновой, – без неё просто никуда. Неслучайно в хороших фильмах она как змея – то подползла в кадр, звучит-звучит и потихоньку уползает в нужный момент.

«Понимаете, если в хорошем фильме выключить музыку, то фильм станет какой-то нелепостью»

А какие фильмы Вы считаете хорошими?

Те, на которых мы зависаем. Я люблю щёлкать фильмы, а потом вот раз, опа, прямо по картинке видно, что вот это то самое. Они ещё ничего не сказали, они ещё стоят в каких-то своих позах, а видно, что кино хорошее.

На какие такого рода фильмы Вы попадали за последнее время?

В XXI веке, особенно после появления эффектов 3D, столько всего снято интересного… А если раньше – Бёртона фильмы, вот Андерсон сейчас, Уэс Андерсон, с «Королевством полной луны» и «Отелем “Гранд Будапешт”» – мне нравятся сказочные фильмы, фантасмагории.

А «Крупную рыбу» Вы смотрели?

Нет.

Мне кажется, Вам понравится! Эта трагикомедия Бёртона замечательна.

Возможно, хорошо, спасибо.

DSC_5590-3 (2)

И ещё один вопрос про кино – возможно, есть для Вас идеальный образ женщины в кинематографе?

Слушайте, в кино так много красивых женщин… Я не хочу среди них конкурс красоты проводить (смеётся).

Нет, я не говорю о внешности, а что насчёт образа целиком?

Какие-то актрисы есть, да, убедительно играли, такие, что глаз не отвести. А какие-то вот явно врут. Это как в жизни всё.

То есть важна искренность? Если актриса играет искренне, то больше вероятность, что она Вам понравится?

Я вот, что скажу: лучшие актёры и актрисы не играют вообще. Они заходят в кадр и думают вообще о своём, а все замирают почему-то. Тот же Бодров в «Брате». Он вообще не профессиональный актёр, а вся страна сидит, смотрит на него, и вообще вспоминает наисветлейшим образом. И чем светлее образ, тем быстрее гибнет человек почему-то. Парадоксальная тенденция.

Христианская, я бы сказала.

Знаете, многие люди после этого сами стали себя на крест вести. Вот этот парень, который поджёг дверь ФСБ (в ночь с 8 на 9 ноября 2015 года художник Пётр Павленский устроил, по своим словам, акцию протеста против терроризма – прим. автора) – это явно крайний случай из этого ряда. Художник уже не просто наблюдает за страданиями, он сам лезет на крест, чтобы ощутить то же самое.

Какие качества Вы цените в людях?

Малое количество вопросов.

Это камень в мой огород (смеётся)?

Нет, ни в коем случае.

За что Вы цените своих друзей? И, в целом, людей, которые Вас окружают?

Мы все вместе. Не только музыканты нашей группы, но это касается и звукорежиссёров, техников, менеджеров, тур-менеджеров, наших семей. У нас нет вопросов друг к другу.

То есть понимание друг друга без слов – можно так сказать?

Мы делаем песни по щелчку, почему у нас стали выходить двойные альбомы? Потому что мы перестали делать песни, они сами стали получаться. И это состояние я постараюсь сберечь на как можно более долгий срок.

«Почему у нас стали выходить двойные альбомы? Потому что мы перестали делать песни, они сами стали получаться»

Я тут вспомнила ещё кое-что – а смотрите ли Вы сериалы?

Да.

Возможно, смотрели нашумевшую «Игру Престолов»?

Нет. И не буду. На это у меня нет времени. А Вы смотрели «Летающий цирк Монти Пайтона»?

Да, смотрела.

Серьёзно? Все 4 сезона, все 40 с чем-то серий?

Нет, к сожалению, не все, но некоторые смотрела.

Понимаете, когда Вы досмотрите до конца и сами станете Монти Пайтоном, у вас отпадут все вопросы ко мне, Вы поймёте всё. Вообще про жизнь поймёте, и даже станете более удачливым человеком, вот увидите.

Если Вы так говорите, я обязательно должна это сделать! И хочу подойти к очень важному вопросу для нашего издания – какой контент Вам хотелось бы видеть в современных медиа? Откуда преимущественно берёте информацию?

Из новостных порталов – кручу их по кругу, основных штук 7: лента.ру, питерский сайт фонтанка.ру, газета.ру, интермедиа.ру, известия.ру, bbc, cnn.

А блоги Вам интересны?

Да, у меня есть в подписках штук 5 поэтических блогов, но они нечасто там обновляются, да и я нечасто туда захожу.

Можно сказать, что Вам интереснее мировые новости, нежели мысли отдельных людей?

Ну почему, мысли тоже интересны.

Что тогда насчёт философов? Какие Вам импонируют? И есть ли какая-то доминирующая философия для Вас? Монти Пайтон, возможно?

Вы понимаете, да, это философия XX века, и она будет влиять и на XXI, и на XXII, и на XXIII. Но так из древних – древнекитайская. Потому что все эти греческие споры или споры классических немецких философов – это для меня была пустая трата времени, ещё тогда, на 2-ом курсе института. А в Древнем Китае всё уже давно и очень лаконично изложили. Я обожаю дзен-буддистов со всеми их ударами палками учеников за любой вопрос по башке: «Учитель, учитель, а почему?», – «Вот потому», – бац, ему палкой, и всё сразу понятно. Вот такой дзен-буддизм (смеётся).

DSC_5856-3

Пара вопросов о современном мире: как Вы его воспринимаете? Как единое целое, общность людей или как отдельные страны?

Это единое целое, которое всё время разрывает на части. То там, то здесь – всё вспыхивает, рвёт и мечет. И всё это закончится тогда, когда, видимо, кто-то изобретёт такое оружие, которое направит сразу на всех и скажет: «Ну-ка, бросайте свои пушки быстро», – и вот тогда наступит мир. То есть для того, чтобы на Земле наступил мир, нужна такая вот глобальная война с единственным победителем. И весь мир вот устроен на этом парадоксе: если ты хочешь мира, то тебе нужна война. 

«И весь мир вот устроен на этом парадоксе: если ты хочешь мира, то тебе нужна война»

Как у Оруэлла.

Да, собственно. И вот так человечество и колбасит из стороны в сторону. Это как раз таки китайцы и назвали «инь» и «янь», и как бы их не растягивало в разные стороны, нужна золотая середина. И современному человеку, мне кажется, всё это давно уже понятно, поэтому все нормальные люди и стараются придерживаться этой середины.

А Вам нравится то время, в котором Вы живёте?

Да, конечно.

И Вы не хотели бы жить в каком-нибудь другом?

Нет, я хотел бы жить в любом другом, мне неважно, но мне нравится это.

Вам нравится это время. Спасибо Вам огромное, это был последний вопрос!

DSC_5595-3

На этом моменте Александр Васильев начал хлопать, и мне кажется, что это был знак одобрения. Такие беседы всегда остаются незаконченными, пусть мы и говорим, что тот или иной вопрос был последним, но тем не менее долго ещё после окончания разговора остаются мысли, появляются новые вопросы, а вместе с ними и желание больше узнавать о таких культовых личностях, как солист группы «Сплин».

 

Автор: Алина Гегамова

Фото: Лёлька Кнуки