Музыка – привлекательное и воодушевляющее хобби, которое в последние несколько лет появилась возможность монетизировать благодаря Яндекс.Музыке и iTunes. Вспомним, что еще 10 лет назад, в пресловутом 2007 году, музыканты лезли из кожи вон, чтобы записать свою пластинку и залить её во ВКонтакте на стену в надежде, что она разнесется по просторам социальной сети.

Трагично то, что музыка действительно была неплохой, но качество записи заставляло выключать трек. В статье мы погружаемся в деятельность настоящей звукозаписывающей студии, в которой можно создать качественный альбом, и благодарим Андрея Штыля, руководителя студии «Тайга», за подробное разъяснение того, как устроена кухня звукозаписи.

Что надо продумать заранее

Когда вы окончательно решились на то, чтобы открыть звукозаписывающую студию, надо продумать наперед все возможные задачи, которые в ней можно будет решить, например:

  • Записать звук;
  • Провести репетицию;
  • Проводить занятия;
  • Снять видео-клип;
  • Вместить оркестровую группу;
  • Сделать озвучку;
  • Записать саундтрек.

Это те задачи, которые определил для студии «Тайга» ее основатель: «…только на стадии подготовки мы с ребятами изучили тонну литературы в сети и отсмотрели десятки часов видео на Youtube, чтобы примерно прикинуть смету и определить параметры нашего детища».

Группа The Hatters записала свой клип на песню «Зима» на студии «Тайга»

Как искать помещение

Следующий важный этап – поиск помещения. В Петербурге, например, сдаётся в аренду достаточно много коммерческих помещений, которые можно приспособить под звукозаписывающую студию. Как говорит основатель студии «Тайга», «мы искали помещение всего 2-3 недели, причем ориентировались только на Васильевский остров. Нам неважна была шаговая доступность от метро, главное – просторное помещение, в котором можно экспериментировать с пространством.»

Дома вдоль университетской набережной Васильевского острова принадлежат по большей части XIX веку, поэтому имеют исключительно толстые стены между квартирами. Это способствовало тому, что в дальнейшем на звукоизоляцию было потрачено меньше денег. Хотя это звукоизоляция скорее от соседей, чем между помещениями.

Работа с акустикой

И даже сейчас до настоящего рок-н-ролла еще далеко, потому что третий этап – задать необходимые акустические свойства всему пространству. На «Тайге» было принято решение, что на этом экономить нельзя, и надо сразу устанавливать всё самое необходимое: использовать диффузоры (звукоизоляционные панели) двух типов и комбинировать их между собой в разных помещениях:

  • в контрольной комнате используется поролон с просветами,
  • в основном помещении комбинируются деревянные диффузоры Skyline с поролоновыми,
  • вся площадь (стены и потолок) звукозаписывающей будки покрыта поролоновыми диффузорами.

Но такой точный расчет не обязывает отказывать от экспериментов. У звукорежиссера выработана своя схема, из которой зачастую исключаются благоустроенные помещения:

  • Сухой голос (голос как будто на студийной записи, когда не слышно ничего лишнего) лучше записывать в будке;
  • Комнатного эффекта с небольшим эффектом эхо можно достичь только в основном помещении;
  • Для длинных хвостов реверберации (эхо) микрофон выносится за пределы студии – в коридор или соседнее помещение.

    Пример комбинированной звукоизоляции.

Процесс создания звукоизоляционной панели

Контрольная комната

Мозговым центром каждой студии должна быть контрольная комната. В фильмах про музыкантов вы точно ее видели – это то самое помещение с большим пультом, из которого звукорежиссер смотрит на музыкантов через окно. Ядром современной контрольной комнаты составляют следующие инструменты (не музыкальные!):

  • Мощный компьютер, на «Тайге» стоит Mac Pro 2014 года,
  • Программное обеспечение, на «Тайге» — Universal Studio,
  • Аналогово-цифровой преобразователь (АЦП),
  • Доустановленные плагины в программное обеспечение,
  • Миди-клавиатура на 8 октав,
  • Мониторы, на «Тайге» — Adam A8X.

Основа контрольной комнаты

«При умелом обращении на таком железе и софте, — говорит Андрей Штыль, — вполне можно записать любой альбом, выпущенный до 2005 года или даже позже. Это сильный набор, который позволяет контролировать звуковой поток в реальном времени и избегать помарок в сведении дорожек».

О музыкальных инструментах и оборудовании

Разумеется, на студии должен быть минимальный набор музыкальных инструментов с самого начала: хорошая ударная установка, бас-гитара, гитара и микрофоны.

Студийная ударная установка должна быть мобильной, но не в плане транспортировки. У самих барабанов должна быть возможность подставлять дополнительные том-барабаны. В классической схеме их три (два навесных и один напольный). Томы – это барабаны с низким тембром. Когда барабанщик делает переход по ним, то кажется, что звук идёт сверху вниз. На записи их количество варьируется в зависимости от задачи, которую выполняет ритм-секция: задаем только ритм или же усиливаем звучание низких частот.

Установка ударника группы «Metallica»

Поэтому томов может быть три навесных и два напольных, или один навесной и один напольный. Скажем, у ударника группы Metallica Ларса Ульриха конструкция ударной установки действительно массивная, у ударника Imagine Dragons двухрядная, тогда как Джон Отто из Limp Bizkit ориентируется больше на тарелки, поэтому ему важна компоновка железа, а не барабанов.

Установка ударника группы «Imagine Dragons»

Студийная ударная установка должна быть податливой в плане конструкции и добавления новых барабанов, железа и звукоснимателей.

Запись барабанов на студии «Тайга»

Из струнных инструментов важно иметь несколько гитар типа Gibson и Fender. Gibson – это гитара, из который выросли все последующие гитары для металла, а Fender даёт более мягкое звучание для джаза, блюза, фанка и инди-рока. Но арсенал гитар требуется обязательно расширить несколькими акустическими инструментами и несколькими разновидностями, например, укулеле или банджо.

Набор струнных инструментов студии «Тайга»

Основа всей записи – микрофоны. Это тот самый инструмент, которого всегда не хватает. Так, чтобы получить максимальную отдачу от ударной установки, требуется установить и звукосниматели на каждый барабан и под каждую тарелку, и поставить два общих конденсаторных для фона.

Минимальный набор:

  • Конденсаторные микрофоны на стойках типа «паук» — студийный микрофон исключительно для записи,
  • Концертные микрофоны,
  • Звукосниматели для струнных инструментов,
  • Звукосниматели для ударных.

Микрофон на стойке «паук»

Вопросы управления

«Для управления мы с партнерами применяем самые простые инструменты,- говорит Андрей Штыль, — Google Календарь, например. Зачастую расписание плотное: мы маркируем цветом тип работы и распределяем нагрузку на студию. Например, занятия по гитаре могут вполне идти во время сведения. Я свожу в контрольной комнате в наушниках, мне совсем не мешает акустическая или даже электро-гитара, но с ударкой сложнее».

Основатель студии Андрей Штыль за работой (он очень не любит, когда его фотографируют)

Основой управления на звукозаписывающей студии основатели «Тайги» считают то, что надо поддерживать работоспособность оборудования и своевременно обновлять «стафф». Под обновлением подразумевается постоянная продажа оборудования тем, кому этих мощностей хватает. Дело уже не в износе, а в нехватке выдачи.

Мнение одного из партнеров

Павел Падалко, барабанщик группы «8 по Гринвичу», один из основателей, звукорежиссеров и преподавателей «Тайги», согласился дать развернутый комментарий относительно студии.

«Ты спрашиваешь, что главное на студии… Хочу сказать, что аспектов огромное множество, но я расскажу о самых ощутимых и важных, по крайней мере, для меня.

Помещение. Один и тот же акустический инструмент очень по-разному может звучать и «вести себя» в разных помещениях. Когда мы записываем инструмент, мы записываем не только его нативный звук, но и отражения от комнаты. Вот здесь-то и будет особо чувствоваться разница.

Оборудование. Один их главных технических аспектов, который отличает студийную запись от домашней. Все микрофоны звучат по-разному, любой компрессор, эквалайзер или же ревербератор дают совершенно разные насыщения инструменту. Звукорежиссёр, конечно же, знает, какой из аппаратов лучше всего применить в том или ином случае.

Психология. Я считаю этот фактор одним из самых весомых в работе на студии. Психологическая задача звукорежиссера при записи – помочь вам по полной раскрыть вашу задумку. Звукорежиссёр не имеет «замыленности» в восприятии материала и поэтому никогда не допустит халтуры с вашей стороны, когда дома через несколько дублей вы можете уже принимать не самую удачную запись за самую лучшую.»

Автор: Пётр Ермаков

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.