Российская музыкальная индустрия, несмотря на несколько пошатнувшие её события, продолжает создавать мероприятия, приходящиеся по вкусу самым привередливым меломанам. В ряду загородных масштабных фестивалей, концертных open air’ов и клубных jam sessions особое внимание стоит уделить событиям, где есть место для свободной дискуссии и образовательных лекториев. День звука SOUND SUNDAY во второй раз объединяет людей, которым близка тема музыки и аудио-новинок. Так, 21 августа на территории КЦ «Октябрь» начинающие исполнители получили возможность обменяться своим опытом, задать вопросы известным звукорежиссерам и медиа-продюсерам и лично опробовать профессиональное музыкальное оборудование.

На дне звука гости мероприятия могли свободно перемещаться между несколькими площадками, на одной из которых всем желающим предлагалось создать свои собственные композиции на аналоговых барабанных и перкуссионных установках.

На лекции об истории современной музыки композитор и диджей Анатолий Ice совершил некий ораторский подвиг и попытался за час познакомить слушателей с истоками музыкальных стилей XX и XXI веков. Приятной особенностью этого рассказа было желание поведать слушателям хронологию музыкальной истории, не забывая о культурно-исторических причинах, вызывавших появление тех или иных стилей.

В перерывах между мероприятиями в холле киноцентра можно было послушать выступления молодых музыкальных коллективов.

На открытой лекции-дискуссии, посвящённой передовым звуковым явлениям и изменениям, которые ждут нас в ближайшее время, модератор секции и режиссёр Алексей Нужный вместе с четырьмя спикерами – саунд-дизайнером Виктором Ермаковым, медиа-продюсером Ильёй Бачуриным, микс-инженером Ильёй Лукашевым и арт-директором Павлом Паратовым – рассказывали о своём отношении к некоторым явлениям звуковой индустрии, делились прогнозами на будущее и отвечали на вопросы аудитории. Далее мы хотим познакомить читателей с мнением экспертов и приводим отрывки дискуссии.

Виктор Ермаков: Современные игры и кино во многом не похожи на те, что мы имели несколько лет тому назад, потому что они делают из зрителя или игрока активного участника. Звук должен быть не просто иллюстративной величиной, а чем-то в то же время «объёмным». Создать эффект звука, который охватывает 360° пространства, позволяет, к примеру, микрофон системы ambisonic, четыре капсулы которого создают настоящую звуковую сферу. Эта технология не отделяет нас от реальности, а наоборот приближает к ней. Визуальные технологии наподобие кино представляют из себя «окно», которое, как и обычное зрение, всё же чем-то ограничено, в то время как способность улавливания звука не находится в каких-то рамках.

«Музыкальная звукорежиссура – это своеобразное акушерство, так как в студии мы пытаемся «открыть» людей и помочь им создавать свою музыку в комфортной обстановке»

Илья Лукашев: Музыкальная звукорежиссура – это своеобразное акушерство, так как в студии мы пытаемся «открыть» людей и помочь им создавать свою музыку в комфортной обстановке. Аудитория меняется в лучшую сторону, и люди даже без музыкального опыта становятся более требовательными и разборчивыми. Меня это радует, так как это является хорошей мотивацией для артистов и работников нашей сферы.

Илья Бачурин: Мне особенно интересно наблюдать за сферами, которые менее консервативны, чем кино или поп-музыка. В современных театральных постановках режиссёры зачастую используют совершенно необычные приёмы, которые находятся на пороге актуальности и будут воплощены за пределами театра гораздо позже. Моё основное послание молодой аудитории – не засоряйте своё музыкальное пространство плохими звуками, чаще пытайтесь анализировать книги и окружающий мир с точки зрения того, как они звучат, прислушивайтесь ко всему вокруг.

Павел Паратов: Мир виртуальной реальности находится на отправной точке своего развития, и вы сейчас можете достаточно легко присоединиться к людям, которые развивают эти технологии.

Вопрос Алексей Нужного к спикерам: В чём заключается проблема того, что почти всё кино, которое не относится к многомиллионным блокбастерам, звучит плохо? Фильмы наподобие «Легенды 17» и «Экипажа» не вызывают множества нареканий, но, если прислушаться к трейлерам комедий или мелодрам, можно сразу почувствовать более низкое качество звука.

Виктор Ермаков: Это небольшой бюджет и отношение к фильму как к бизнес-модели. Трейлерам в таких фильмах уделяют мало внимания, воспринимая их как рекламную «жвачку», в которую нет смысла вкладывать много средств и усилий.

«Я уверен, что голливудским продюсерам не приходится тратить столько времени на общение с звукорежиссерами и объяснение, что именно должно быть в каждой сцене»

Илья Лукашев: Меня судьба пока уберегла от серьёзного опыта работы с кино (смеётся), но я несколько раз работал в этой сфере. Мне лично стыдно смотреть современное кино, в котором я слышу звук шагов из игры Counter-Strike, в которую я играл в свои 12 лет. Рад, что появляются люди, которым наплевать на гонорар, и они пытаются спасти ситуацию любыми способами.

Илья Бачурин: В этой сфере мало по-настоящему крутых профессионалов, которые без чрезмерной опеки режиссёра и продюсера могут создать качественный контент. Я уверен, что голливудским продюсерам не приходится тратить столько времени на общение с звукорежиссерами и объяснение, что именно должно быть в каждой сцене. Отдельная история в авторском кино, где режиссёр зачастую является этаким «царём горы», который может хорошо разбираться в картинке, но которого нельзя подпускать к звуку, и тем не менее он всячески навязывает там свои вкусы.

Илья Лукашев: В дополнение к словам Ильи хочу рассказать небольшую наглядную историю. Мой знакомый композитор недавно выиграл большой тендер, озвучив сцену из фильма. Потом ему позвонили организаторы и спросили: «Неужели у вас есть музыкальное образование!?» Оказалось, что у большинства участников его не было. Вторым их вопросом было следующее: «Разве вы что, не можете это сделать без живого оркестра, в студии, на компьютере?» Вывод из этого может быть следующий: к сожалению, многие люди опускают планку, и из-за этого «продакшн» не выделяет достаточных средств.

Алексей Нужный: Насколько звучание в российских трейлерах отличается от того, что принято, например, в Америке?

«Я думаю, что в ближайшем будущем, помимо VR, большую долю рынка займут стриминговые платформы типа Periscope, которые и будут едва ли не основной площадкой для применения новых разработок и продвижения артистов»

Павел Паратов: Всем понятно, почему американские трейлеры нравятся нам больше – это просто другой уровень обработки звука. Однако я хочу привлечь внимание к другой стороне этого вопроса. Все вы наверняка знаете Стивена Спилберга, но не все знают про Кейтлин Кеннеди, продюсера, с которым он часто сотрудничает и чья фильмография достойна уважения (к примеру, «Список Шиндлера» и «Назад в будущее – прим. автора). Именно она знает, как из огромной индустрии собрать команду и, что более важно, что люди для этой супер-команды есть. Индустрия должна набираться опыта, тренироваться множество раз, и она не возникает из одного поколения профессионалов.

Вопрос аудитории: Могли бы вы обозначить горизонт платформ, кроме VR (виртуальная реальность – прим. автора), на которых в будущем будет развиваться и продвигаться звуковой контент?

Илья Лукашев: Я думаю, что в ближайшем будущем, помимо VR, большую долю рынка займут стриминговые платформы типа Periscope, которые и будут едва ли не основной площадкой для применения новых разработок и продвижения артистов.

Виктор Ермаков: Не стоит забывать и про технологии дополненной реальности. В России сейчас ведутся интересные разработки, которым нет аналогов, и они как раз и станут полем применения ваших новинок. Причём надо сказать, что это всё впереди, так как настоящая дополненная реальность – это не просто способность помещать картинку на ваш фон, как это происходит в Pokemon Go, но это сложный и тонкий программный анализ трёхмерной геометрии пространства.

Автор: Екатерина Мазур

Фото: Мария Горбунова