В конце сентября в Петербурге прошёл Science Fest: 10 научных площадок, креативных пространств и музеев, 50 стэндов и инсталляций, 32 перфоманса, 76 спикеров и 10 воркшопов.

Когда попадаешь в научную среду, возникает ощущение, что ты в мире будущего. И люди вокруг: люди будущего, которые говорят о запредельных для тебя вещах, которые для них норма, а для тебя – фантастика. Наука – это то, что так далеко от многих из нас, но так близко, если захотеть.

Всё происходящее говорит о том, что мы, как ступень ракеты, будем в своё время отстрелены, а то, чему мы поспособствовали, в рамках становления технологических структур, которые наделяются мышлением, способностями, сознанием, станет более совершенным. И мы просто как ненужная ступень эволюции отпадем за необходимостью.

Технология правды

В пространстве Yota Lab  Рустам Давлетбаев, научный сотрудник университета Иннополис, наукограда под Казанью, провёл лекцию о блокчейне и криптовалютах. Лектор отметил, что охватить всю тему в одном выступлении трудно, так как она обширная. Несмотря на это, Давлетбаев коснулся основ блокчейна и ответил на самые волнующие вопросы о криптовалютах.

В лекции затронули возникновение «движения» экономики в историческом контексте, самые распространенные криптовалюты, а также их состав и технологии работы. Давлетбаев назвал блокчейн технологией правды, потому что он прозрачен и для вступления в криптовалютные товарно-денежные отношения не требуется посредник, как, например, с обычными деньгами это делает банк. Он отметил, что блокчейн стал популярным ещё и потому, что сформирован на технологии, а не на капитализме, что привлекло к нему элиту технически продвинутых и подкованных интеллектуалов.

На самый главный и интригующий вопрос «Является ли биткоин пузырём и лопнет ли он?» Рустам Давлетбаев ответил, что биткоин не может лопнуть как пузырь, потому что он является, по сути, реакцией на лопание пузырей в традиционной экономической системе. Когда люди теряют деньги и сбережения, они стремятся создать альтернативную валюту. Так, например, после краха биржи в Нью-Йорке в 1929 году, люди придумали долговые расписки. А сам биткоин появился в 2008 году, когда разразился мировой экономический кризис. Так что криптовалюты – это защитная реакция на аномалии традиционной экономической системы. Чем хуже ситуация на мировом рынке, тем больше растёт курс криптовалюты – того же биткоина. Рассуждая о рисках оборота криптовалюты, Рустам рассказал историю английских железных дорог: когда они только строились и готовились к запуску, людям предлагалось множество акций новой железнодорожной компании. Одни вкладывались, другие кричали, что всех обманут, пузырь лопнет и деньги украдут спекулянты и обращались за помощью к правительству, которое, однако, заняло позицию невмешательства. В итоге английские железные дороги имеют полуторавековую благополучную и стабильную финансовую и экономическую историю.

В Анненкирхе на время фестиваля установили семиметровый светящийся шар в виде Луны, который осветил центральный лекционный зал

Наука & искусство

В пространстве Анненкирхе, ранее просто Лютеранской церкви, а теперь ещё и пространстве для художников, Дмитрий Булатов (Государственный центр современного искусства) рассказал, каким будет искусство после человека.

Art & Science– область современного искусства, представители которой используют концептуальные основания, исследовательские методики и новейшие технологии при создании своих произведений.

Петербург – особый предмет для гордости в области Art& Science. Именно здесь сейчас удалось запустить первую в истории России магистерскую программу Art& Science в Университете ИТМО (Университет информационных технологий, механики и оптики). У данных специалистов будет набор практик в прикладной области IT/робототехнике/биомедицине, с одной стороны, а с другой – набор компетенций, которые мы ожидаем от современного художника. Он должен не только проводить исследования на границе междисциплинарных сред, но и уметь оформить это исследование, которое будет востребовано в области современного искусства, чтобы иметь возможность опубликовать его в форме статьи в журнале Science или Nature. Это широко распространённая практика за рубежом, но, к сожалению, пока не в России.

Нечеловеческие агенты, спасшие теоретиков современного искусства и философов, которые в течение 90-ых и 2000-ых годов ломали голову над различением живого от неживого, искусственного от естественного и тому подобное, – вот с чем работают современные художники. В качестве нечеловеческих агентов могут выступать технологические системы: например, и ветер, и магнитные силы проявляют свою агентность, то есть способность к действию. Во многих проектах художники, работающие в области Art& Science, используют в качестве соавторов этих нечеловеческих агентов.

В качестве наглядных примеров учёный Дмитрий Булатов привёл мировые проекты, которые были наиболее заметны в среде Art & Science.

 «MEART– Полуживой художник»

В 2004 году исследовательская группа «SymbioticA (Австралия) и лаборатория Стива Поттера (США) создали биокибернетическую инсталляцию, нейронный массив эмбрионов крысы (не живых крыс, а искусственно-выращенной ткани), рисующий робоманипулятор. Если по-простому: робокрыса-живописец.

Источник: openspace.ru

Органическая материя жива и непредсказуема, как нейронный массив «MEART», но технологическое искусство и Art & Science работают и с искусственной материей, которая проявляет характеристики сознания.

«Иллер»

В 2016 году чешско-немецкий дуэт Бенджамина Мауса и Прокопа Бартоничека разработал автономный роботизированный агент, который настаивает на том, что пришло «время собирать камни». Проект стал призёром целого ряда фестивалей. Это кинетическая машина, которая при помощи обученной нейросети сортирует речную гальку из немецкой реки Иллер по возрасту, текстуре, цвету и составу.

Источник: museum-design.ru

В России тоже ведутся разработки с использованием искусственных и естественных нейросетей. Что касается естественных нейросетей, то это проект Ипполита Маркелова и группы «18 apples». В 2017 году объединение создало самообучающуюся творческую систему: искусственную нейронную сеть, биопринтер и «живые чернила». Эта сеть научилась создавать образы живых форм. Затем эти формы распечатываются с помощью биопринтера, сконструированного самим художником, флуоресцентными бактериями на чашках Петри.

Источник: flickr.com

Также сейчас развивается направление проектов, создающее коммуникативные ситуации между нечеловеческими агентами и человеком.

«Оракул 1»

В 2016 году арт-группа из Екатеринбурга «Куда бегут собаки» создала распределённую псевдоголографическая речевую свинью. Это диалоговый агент, который поддерживает беседу без какого-либо внутреннего понимания. Три высокомерные свиньи выступают в роли оракулов. Они сидят на закрытой базе данных, которая создана на основе текстов Кафки, Оруэла и Макклюена. Одна свинья отвечает только на те вопросы, на которые есть чёткие и однозначные ответы, вторая свинья даёт общие ответы, то есть которые применимы в нескольких ситуациях, а третья свинья отвечает, когда в базе данных нет никакого ответа – это свинья-интуитив.

Учёные пошли дальше и от коммуникации перешли к распространению. Проект 2009 года иллюстрирует автоматизацию деятельности арт-диллера. Этот пример говорит об искусственных агентах, которые более не обязаны ни отражать, ни репрезентовать жизнь, чем, собственно, всегда занималось искусство.

Арт-диллеры – это те люди, которые способствуют идее о том, что цены – это и есть ценности. Благодаря им галереи, музеи, центры искусств превращаются в успешные фирмы, которые производят товар с артикулом «имидж вечности» и продают это. Однако ситуация меняется.

«Инструмент для обмана и убийства» (‘Tool to Deceive and Slaughter’)

В 2009 году американский художник Калеб Ларсен (Caleb Larsenсоздал чёрный куб, единственная цель которого – автоматически выставлять себя на продажу. Каждые 10 минут при помощи компьютерной программы этот объект соединяется с интернет-аукционом и проверяет, включён ли он в список лотов. Если нет, ящик сам открывает новые торги и назначает цену, на которой закончился прошлый аукцион. Когда куб узнаёт, что он продан, он немедленно запускает новый цикл продаж уже от имени нового владельца. Одним из условий покупки этой работы на онлайн-торгах является соглашение, которое гласит, что каждый новый владелец объекта обязуется тут же подключить его к интернету и не мешать ему снова выставить себя на продажу.

Источник: ebay.com

Художник как ресурс

Сегодня от современного художника требуются не только убедительные визуальные решения. Принципиальный момент нынешнего методологического поворота заключается в том, что он смещает фокус с финализированных объектов (например, картина) на процесс, который признаётся едва ли не самой важной частью работы исследователя. И, соответственно, залогом получения новых форм опыта зрителем. Сегодня художник зачастую выступает носителем архива специфических, а порой и парадоксальных знаний, которые можно использовать как ресурс в музейно-исследовательской деятельности.

Смерть автора. Не выживет никто

На протяжении всего 20 века говорили о смерти автора. С одной стороны, роботы-художники, нейронные сети, боты-произведения, – всё говорит нам об исходной репродукционной природе любой человеческой практики. Технологи зачастую говорят, что в будущем всё будет автоматизированно, выживут только люди творческих профессий. На самом деле не выживет никто. Поскольку человек по определению репродукционен, репродуктивен. А если он репродукционен и репродуктивен, то это значит, для технологий определённого уровня нет никаких препятствий, чтобы симулировать эту репродуктивную/репродукционную деятельность.

Дмитрий Булатов

В качестве примера учёный Дмитрий Булатов привёл следующий проект. Американскими исследователями из Ратгерского университета создана компьютерная программа, которая воспроизводит отдельные функции художественной критики. На основе базы данных, которая состоит из 100 000 картин различных лет, компьютеру было предложено выбрать наиболее творческие (creative) произведения искусства. Под креативностью понималась способность того или иного произведения задать какой-то основывающийся на нём стиль письма в будущем. Программа выявила такие картины, которые совпали с теми, на которые указывают искусствоведы-критики. Например, «Мадонна с младенцем и гранатом» Леонардо да Винчи, «Распятие Христа» Франсиско Гойя, «Стога сена» Клода Моне, «Крик» Мунка, «Супрематическая композиция» Малевича. А вот Дюрер с «Портретом Барбары» и «Данаида» Огюста Родена были признаны ботом-критиком как нетворческие.

«Куратрон»

Что делать, если надоели кураторы на белковой основе? (так лектор назвал художников – живых людей – в противовес машинным системам, способным создавать творческие произведения).

Четыре года назад канадский художник Кемерон Маклауд разработал человеко-машинную систему под названием «Куратрон». Эта система помогает вычислить оптимальный пол художников для участия в коллективной выставке или любом другом коллективном проекте. Отбор художников происходит следующим образом. Художник, который хочет принять участие в том или ином объявленном проекте, должен заполнить заявку на сайте curatroneq.comи приложить фотографии своих произведений. После дедлайна все заявители получают приглашения посмотреть профили друг друга и анонимно выбрать коллег, с которыми они хотели бы сотрудничать в проекте. На этом участие белковых художников заканчивается. Далее, результаты отбора кандидатов дополняются расчётами машины, которые делаются на основе алгоритмов связанности взаимодействующих субъектов. Это математическая операция, подробности которой описаны на сайте. По этой схеме уже проведено несколько выставок.

Источник: curatroneq.com

Про роль художника в современном искусстве можно говорить много. В существующей сегодня традиции живое понимается в его отличии от неживого, а художник – это такая персона, которая стоит над миром и превосходит этот окружающий мир. Такая точка зрения на сегодняшний день архаична, потому что она производит не симметричное отношение с окружающим миром, который потом возвращается к нам же эхом нашего изначального понимания. Возможно ли представить себе симметричное отношение художника и окружающего мира: когда автор что-то создаёт, а потом уступает функцию посредника какой-то гибридной, полуавтономной и развивающейся во времени системе или включает в своё произведение в качестве соавтора нечеловеческую систему? Такой подход лежит в основе направления «глубокие медиа».

«Глубокие медиа» (‘deep media’) – это область исследований на стыке искусства, науки и философии, в которой изучается воздействие физических составляющих: земли, воды и атмосферы (в частности, магнитных, электрических и гравитационных полей), а также субстрактных элементов современных технологий (металлы, соли, кристаллы и др.)

Произведения deep media art могут выглядеть очень по-разному, но у всех этих проектов есть концептуальная основа, которая позволяет их связывать друг с другом: это попытки художников обратить наше внимание на текучие и трансформативные свойства физического носителя художественного сообщения. То есть эти произведения не ориентируются на физическую основу, они работают с силами, полями и субстратами по ту сторону физического носителя.

Один из примеров – проект 2011 года Андре и Мишель Декостера (Швейцария) «Маятниковый хор» (‘Cold Act’). Этот перфоманс представляет собой хоральное песнопение для 9 голосов акапелла и 18 гидравлических домкратов. Художники пригласили в мужской хор профессионалов, которых расположили на наклонных металлических платформах, образуя единое звучащее тело, которое выражает себя посредством различных физических состояний. По мере пения эти домкраты начинают двигаться, таким образом голоса и тела певцов существуют в единой мелодии и вместе противостоят гравитации. Таким образом, художники подключают к процессу пения нечеловеческого агента, в роли которого выступает гравитация.

Источник: pinterest.ru

Помимо научных лекций на русском и английском языках в рамках Фестиваля был заявлен научный стендап-клуб «КВАНТОВЫЙ ПОТАНЦЕВАЛ» от Университета ИТМО. К сожалению, его было мало: всего два участника – Антон Козубов, физик-теоретик лаборатории квантовой информатики Университета ИТМО и Михаил Курушкин, ординарный доцент научно-образовательного центра химического инжиниринга и биотехнологий Университета ИТМО. Но даже по этой капле стало понятно: учёные умеют веселиться и веселить других.

Может, в этом и заключается наше предназначение? Человека в эволюционной последовательности. Послужить промежуточным звеном для появления какой-то следующей сущности.

Отдельного слова стоит новое пространство Планетария на Обводном, которое являлось одной из площадок Science Fest: сходите, там красиво и познавательно. Источник: spb.icity.life

После того, как послушаешь учёных, возникает вопрос: почему я не интересовался этим раньше, ведь это так интересно? Научные фестивали – ещё одна причина не откладывать саморазвитие на потом.

 

Авторы: Александра Мирер

Альбина Ахатова (лекция Рустама Давлетбаева)

Источник фото: vk.com/sciencefestspb