Интервью о кураторской деятельности с Вадимом Анатольевичем Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров в ГМИИ им. Пушкина, куратором выставки «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом».

Добрый вечер! Я хотела спросить по поводу вашей профессиональной деятельности, потому что мне очень интересно, какова жизнь куратора. Что вы делаете в повседневной жизни?

В повседневной жизни я заведующий отделом искусства старых мастеров, у меня очень много рутинных обязанностей помимо организационных. Как заведующий, я отвечаю за процесс создания других выставок: Караваджо, Тициан, множество выставок по старым мастерам, а Марина Девовна (прим. – директор ГМИИ им. Пушкина) отвечает за меня. Основная сфера интересов – искусство германоязычных стран: нидерландская, фламандская, немецкая живопись условно XVI-XVII веков. Я автор многих научных каталогов, которые касаются ранней немецкой живописи. Научные каталоги – это высший пилотаж в работе музейного сотрудника.

А их можно в библиотеке найти?

И в библиотеке, и в магазине. Автор каталога немецкого и фламандского рисунка собрания нашего музея, многих выставок «Рембрандт и его предшественники», «Зримый образ и скрытый смысл», «Аллегория бренности», выставка «Младшие Брейгели», которая была в прошлом году. Серьёзная выставка должна сопровождаться изданием научного каталога.

Где вы ищете материалы, чтобы собрать произведения и информацию?

Информация должна быть в голове любого специалиста, который принимается за это дело. Например, знаю, в каком музее находится картина Рембрандта, Рубенса, Кранаха и тому подобное. А это уже организационные моменты. Помимо личных контактов все друг другу кураторы, все друг друга знаем. Понимаете, если мы даже лично не знакомы, то мы знаем, как кого зовут и по его публикациям, по каким-то мероприятиям в тех или иных музеях, потому что мы следим за тем, что происходит. Буквально на следующей неделе уезжаю в Ахен, там открывается большая выставка цветочного натюрморта, потом самая крупная антикварная выставка, потом выставка Босха сначала пройдёт в Хертогенбосе, на его родине, а потом она будет в Мадриде, это выставка столетия! Мы постоянно общаемся, и сюда приезжают. Но когда идёт разговор о создании выставочного проекта здесь уже вступают в дело директора музеев, поскольку здесь материальная сторона вопроса. И то, что вы видите картины из Мадрида, из Будапешта, из Праги, вы не думайте, что их просто так дали за красивые глаза. Мы оплачиваем все расходы по привозу этих картин: страховка, курьер. А они оплачивают всё, что мы им дадим взамен. Цена за три картины из Будапешта – портрет Воллара Пикассо.

У меня вопрос: как приходит идея организации выставки определённого мастера? Как вы решаете, что хотите организовать выставку Кранаха, например?

Мы исходим из того, какие картины есть в коллекции музея. Не можем, например, организовать выставку Вермеера. Можно, конечно, как японцы, но это надо иметь огромные деньги.

Как они делают?

Платят огромные деньги и получают выставку Караваджо или Вермеера под ключ. Должна быть коллекция картин этого мастера своя, что мы часто даём в музеи, и с тех музеев получить работы. Кстати, Гота (прим. – откуда была привезена часть картин Кранаха), может, не слышал, когда они речь произносили, что в обмен пойдёт выставка французской живописи XVII-XVIII века. Это обычная музейная практика. Хуже бывает, когда есть музеи, которые по условиям своего устава, например, Музей Жакмар-Андре в Париже, не могут давать свои произведения. И они потом предлагают деньги, но это, впрочем, тоже возможный вариант, но он менее привлекателен.

А вы сами ведёте переговоры или не всегда?

На начальном этапе – да, но когда речь идёт о подписании финансовых документов, то это уже директор.

И последний вопрос. Сколько проходит времени от идеи создания выставки до открытия выставки?

Знаете, везде по-разному. Всё зависит от сложности и размера проекта. Как правило, года три. Эту выставку сделали быстрее, потому что музей в Готе сначала предложил эту затею, казалось, что 2016 год – это так не скоро. Они говорили, что в сентябре 2016 года у них большая выставка, шедевры Кранахов проданы трём провинциальным музеям Соединённых Штатов. Поэтому выставку нужно делать либо в 2019 году или до сентября 2016 года. Подумали, что если подналяжем, то успеем. Я работал денно и нощно, в музее бывал всего два раза в неделю, дома сидел и писал каталог, но это ненормально, хоть и тоже бывает. Поскольку менялся состав участников, кто-то обещал, но потом не срасталось, разговоры начали вести два года назад, фактически она была сделана за год, но это ненормально, поверьте мне.

Спасибо большое за интервью!

Фото предоставлены Натальей Беловой