Наш современный мир совершенно невозможно представить без селфи. Мы можем практически с полной уверенностью утверждать, что открыв память чьего-либо ноутбука, планшета или смартфона, сможем там найти хотя бы одну фотографию владельца, которую он сделал сам. Селфи окружают нас везде – в новостных лентах социальных сетей, в фотографиях друзей, которые они нам присылают из своих путешествий, даже в глянцевых журналах или рекламе. Знаменитости и политики также с удовольствием присоединяются к эгиде производителей данного медиаконтента, чтобы затем поделиться этими фотографиями с поклонниками в Интернете. Что же означает популяризация данного явления? Что это такое – селфи, и почему оно охватило весь мир, словно вирус?

Селфи. Источник фото: http://www.vnd12.ru

Ошибочно думать, что это явление возникло недавно и было спровоцировано только лишь развитием социальных сетей и появлением смартфонов с фронтальной камерой. На самом деле первое селфи было создано еще в 1839 году филадельфийским фотографом Робертом Корнелиусом с помощью метода дагеротипической съёмки, который ему удалось усовершенствовать и тем самым снизить время выдержки[1]. Как правило, в то время фотографии самого себя производились при помощи зеркала и фотоаппарата на штативе. Так, ещё великая княжна Анастасия Николаевна Романова, будучи 13-ти летним подростком, сделала своё собственное фото и отправила в письме своему другу, сопроводив это фразой: «Я сделала эту картину смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали»[2]. Разумеется, что в то время, это явление не носило столь массового характера, как сейчас, а потому никоим образом не концептуализировалось и не изучалось в качестве социального явления. Взрыв его популярности произошёл много позже и пришелся на начало XXI века, что дало толчок для целого витка развития индустрии производства смартфонов с фронтальной камерой, набором функций по улучшению фотографий, всевозможных приложений, а также селфи-палок, что, в свою очередь, подстегнуло потребителей к новой волне консюмеризма и производству бесконечного количества собственных фотографий. Но можно ли объяснить популярность этого явления исключительно тем, что стала более доступной и разнообразной техника, при помощи которой можно себя сфотографировать?

Первый в мире автопортрет. Источник фото: http://hi-news.ru

Попробуем рассмотреть явление селфи в контексте производства фотографий во временной перспективе. Нетрудно заметить, что всего тридцать или сорок лет назад фотография в жизни того или иного человека носила характер некоторого знаменателя важных периодов его жизни, как, например, рождение, начало учёбы в школе, поступление в университет, свадьба, появление собственных детей. В антропологии такой подход мог бы быть охарактеризован через концепцию переходов, которая была подробно освещена Арнольдом Ван Геннепом. Согласно такому подходу, на протяжении жизни человек преодолевает некоторые жизненные периоды, и при этом каждый такой переход сопровождается определённым обрядом. Этот процесс имеет несколько стадий – прелиминарная стадия, или отделение от прежнего мира, лиминарная как некоторый промежуточный период и, наконец, постилиминарная, обряды которой посвящаются процессу включения в новый мир и определения человека в новой роли[3]. Конечно, в настоящее время границы между этими стадиями несколько стерлись и проникли друг в друга, хотя и сейчас не очень сложно применить такой подход к событиям жизни среднестатистического человека. Мы можем легко увидеть, что фотография в данном случае носит характер сопроводителя процессов переходов из одного состояние в другое, а её основная функция – быть носителем памяти об этих изменениях.

«В 2014 году Американская психиатрическая ассоциация официально признала селфи психическим расстройством»

Но можем ли мы применить эту концепцию к явлению селфи? Очевидно, что нет. Селфи в корне отличается от привычной нам фотографии, и в первую очередь по задачам, которые ставятся при его производстве и потреблении. Чтобы более чётко уловить разницу, обратимся к определению данного явления. Оксфордский словарь трактует его как «фотография самого себя, сделанная, как правило, при помощи смартфона или вебкамеры и распространенная при помощи социальных медиа»[4]. Таким образом, можно говорить о том, что ключевое отличие селфи от простой фотографии заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев оно делается именно для того, чтобы быть выложенным в социальную сеть. На первый план выходит задача саморепрезентации с целью создать определённый образ себя, создать некоторую рамку контекстов, окружающих собственную персону, начиная достоинствами собственной внешности и заканчивая фото со знаменитыми людьми или на фоне мировых достопримечательностей. Лента в «Инстаграме» или в «ВКонтакте» становится местом, где человек постоянно конструирует свою собственную историю, и фотографии, которые там появляются, не просто обозначение мест, которые он посетил – это вплетение непосредственно себя в контекст всех этих ситуаций. Кроме того, делая селфи, молодые люди (а именно они являются основой аудиторией потребителей и производителей данного продукта) опираются на некоторый набор типичных параметров привлекательности, которые могут быть оценены противоположным полом. Одновременно с этим селфи становится некоторым актом самопознания – делая бесконечное количество фотографий, молодой человек или девушка видят себя как бы со стороны, оценивая свои сильные и слабые стороны и то, насколько это может соответствовать общепринятым параметрам, в первую очередь, критериям красоты и успешности. Включаясь в этот процесс, он или она так или иначе следуют определённому набору правил создания «правильного селфи», которые, кстати говоря, на настоящий момент уже достаточно чётко сформированы и могут представить собой целое практическое руководство по выбору фона, ракурса и прочих параметров. Неслучайно одним из ключевых условий производства селфи является именно выкладывание в социальную сеть: видя под своей фотографией определенное количество лайков и комментариев, молодежь получает обратную связь, которая повышает самооценку и одновременно с этим завершает процесс осознания и понимания самого себя, восприятия своей внешности и образа жизни другими людьми с точки зрения успешности.

Популярная социальная сеть Instagram для любителей селфи. Источник фото: http://atn.ua

Казалось бы, такое развлечение могло бы быть вполне безобидным, а в чем-то даже нужным. Однако не всё так безоблачно, и тому есть несколько причин. Первая заключается в том, что в 2014 году Американская психиатрическая ассоциация официально признала селфи психическим расстройством, против которого на данный момент не существует лекарств и которое выражается в неодолимой мании делать эти фотографии и выкладывать их в сеть. Как отмечают врачи, было определено три уровня такого рода заболевания: первый – эпизодический, когда человек снимает себя не менее трёх раз в день, но при этом не выкладывает фото в сеть, второй – острый – тот же минимум в три фотографии, но в этом случае они все появляются в интернете, и третий – хронический – который характеризуется как минимум шестью выложенными селфи в день[5].

Вторая причина опасаться селфи кроется в том, что за последнее время значительно возросло количество человек, погибших в результате попытки сделать селфи. Так, согласно статистике, приведенной в «The telegraph», только за неполный 2015 год от несчастных случаев, произошедших во время фотографирования, погибло 50 человек, а это большее количество погибших, чем от нападения акул[6] и эта цифра только увеличивается. Люди срываются с мостов, перестают следить за дорогой, находясь в автомобиле, забираются на крыши – всё это в погоне за новыми фотографиями.

«Только за неполный 2015 год от несчастных случаев, произошедших во время фотографирования, погибло 50 человек, а это большее количество погибших, чем от нападения акул»

За неполный 2015 год от несчастных случаев, произошедших во время фотографирования, погибло 50 человек. Источник фото: http://medbooking.com

Конечно, мы можем относиться к селфи совершенно по-разному. Кто-то может любить его делать и не упускает для этого возможностей, кто-то, напротив, не признает его, считая проявлением нарциссизма и чрезмерной самовлюбленности. Так или иначе, но нужно помнить о том, что эта безобидная, на первый взгляд, забава может вылиться в печальные последствия – начиная от психического расстройства и зависимости от своей фронтальной камеры, и заканчивая смертью в погоне за всего лишь очередной эффектной презентацией себя.

Автор: Новожилова Екатерина

Источник главного фото: http://belive.ru

[1] Интернет портал Hi-News «Новости высоких технологий» // http://hi-news.ru/entertainment/fakty-samoe-pervoe-v-mire-selfi-bylo-sdelano-v-1839-godu.html.

[2]Селфи. Интернет-энциклопедия Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%84%D0%B8.

[3] Van Gennep A. The rites of passage. University of Chicago Press, 2011.

[4] Selfie. Oxford Dictionary  // http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/selfie.

[5] American psychiatric association makes it official: ‘selfie’ a mental disorder. The Adobo Chronicles // http://adobochronicles.com/2014/03/31/american-psychiatric-association-makes-it-official-selfie-a-mental-disorder.

[6] More people have died by taking selfies this year than by shark attacks // http://www.telegraph.co.uk/technology/11881900/More-people-have-died-by-taking-selfies-this-year-than-by-shark-attacks.html.