Музей Анатолия Зверева проводит цикл лекций в рамках выставки «Красавицы столетий». Зверев сохранял свою манеру в портретах, несмотря на творчество в разных стилях истории искусства. 14 июля состоялась первая лекция о женской красоте в фаюмском портрете под звуки египетской лютни, так как некоторые портреты художника напоминают об этой вехе искусства рубежа тысячелетий. Все лекции проходят с музыкальным сопровождением той эпохи, о которых идёт речь. На следующей неделе состоится лекция о портрете эпохи Ренессанса под звуки старейших инструментов.

Находка фаюмских портретов потрясла мир  конца XIX века: тогда Египет перестал ассоциироваться исключительно с мумиями, изображениями в профиль и папирусом. Фаюмский портрет – самый ранний образец портретной живописи, назван по территории оазиса Фаюм, где были найдены портреты. Характерными чертами фаюмского портрета является изображение анфас молодого лица, выразительность глаз, некоторое сходство моделей. Некоторые противоречия с традиционным искусством Египта навели искусствоведов на мысли о том, что фаюмский портрет либо является массовым изображением (использовался как надгробное), либо индивидуальным. В пользу первого утверждения можно привести пример, как люди из нескольких изображений выбирали наиболее похожее на умершего. О том, что верно второе утверждение, может сказать непосредственный взгляд зрителя и факт, что такие портреты находились в жилище. На портрете можно увидеть, скорее, не египтян, а пришедших в Египет людей.

«Фаюмский портрет – самый ранний образец портретной живописи, назван по территории оазиса Фаюм, где были найдены портреты»

Пронзительный взгляд лиц фаюмского портрета перекликается со взглядом моделей, которых писал Анатолий Зверев. Художник, правда, делал это быстрее, чем те, кто занимались портретом в Египте. Традиционно на дощечке работали горячей кисточкой, а на выбор было всего четыре цвета, у Зверева же техника было абсолютной иной: смешанная техника акварели и карандаша позволила создать портреты, вступающие в диалог с фаюмскими портретами. На экспозиции эта перекличка представлена удачным образом: живописные работы Зверева находятся с обеих сторон мультимедийного экрана с изображениями фаюмского портрета.

Между прочим, если портреты художника и египетская эстетика оказались близки, то дополнить визуальную базу можно в ГМИИ им. А.С. Пушкина, находящемуся на третьем месте в мире по коллекции фаюмских портретов.

Автор: Наталья Белова