Группа Asper X образовалась весной 2015 года и состоит из 3 человек: фронтмена и автора песен Тима Эрны, гитариста Ильи Кая и барабанщика Дмитрия Пучкова. Сочетание различных музыкальных стилей, яркие перформансы на выступлениях, атмосферные квартирники, единая концепция песен и лирического героя, тесное сотрудничество с слушателями позволяют говорить о том, что Asper X – нетипичное и качественно новое явление на постсоветском музыкальном пространстве. Осенью 2015 года вышел их первый альбом “Asper X”. Группа активно развивает свой бренд: концерты в разных городах, фестивали, выступления на радио, интервью, развитие в интернете, формирование фан-движения и своего слушателя. В сентябре группа записала свой второй альбом. Лидер группы Тим Эрна рассказывает о группе, своих проектах и том, что сформировало и поддерживает развитие Asper X.

Детство, отрочество, юность

Твой отец был тесно связан с музыкой. Насколько он повлиял на становление тебя как музыканта? Как он относится к твоему творчеству? Даёт советы?

Папа, прожжённый рок-н-рольщик, всегда поддерживал во мне музыкальные начала. Он же познакомил меня с рок-музыкой. Мама, музыкант академического характера, в свою очередь, прививала мне любовь к классической музыке. Так что я в своих музыкальных корнях нахожусь где-то на стыке между академическим и неформальным подходом к музыке.

Каково это, вырасти на постсоветском пространстве, а атмосфере разрушения старых идеологических догм, в еще безыдейной лакуне? Как влияла на тебя и твое детство ситуация в Белоруссии 1990-ых годов?

В начале девяностых мне было слишком мало лет для того, чтобы осознать реформирование общества в полной мере. Сейчас, оглядываясь назад, я вспоминаю, что иногда в доме могло не быть каких-то продуктов, иногда папа по какой-то причине резко переставал ходить на работу, иногда взрослые собирались на кухне и подолгу что-то очень серьёзно обсуждали. Но провести параллели и понять причины этого я тогда в силу возраста не мог. Но, пожалуй, я представитель последнего поколения, росшего по «старому образцу». У нас не было телефонов, гаджетов, интернета, но был двор, мяч, лучшие друзья и драки «школа на школу». Мне кажется, что наше поколение в силу форсированных изменений в обществе слишком быстро выросло. Сейчас я смотрю на многих своих сверстников, которым по паспорту двадцать пять, а по укладу жизни уже под сорок — дети, пивное брюшко, ипотека. И, к сожалению, я больше не чувствую себя принадлежащим этому поколению. Я словно потерян по времени где-то между восьмидесятыми и началом нулевых. Странное ощущение.

«У нас не было телефонов, гаджетов, интернета, но был двор, мяч, лучшие друзья и драки «школа на школу». Мне кажется, что наше поколение в силу форсированных изменений в обществе слишком быстро выросло.»

Когда ты первый раз держал в руках гитару? Посещал ли ты музыкальную школу? На каких инструментах умеешь играть?

У меня есть музыкальное образование по классам фортепиано и ударных инструментов. Собственно говоря, свою музыкальную карьеру я начинал в качестве барабанщика. Гитару первый раз в руки я взял в восемь лет, и моим первым учителем был мой отец. Я выучил первые пару аккордов, но, кажется, лет до одиннадцати я больше гитару в руки не брал. Потом, с развитием во мне любви к рок-музыке, потихоньку начал осваивать инструмент. Вторая волна увлечения гитарой пришла ко мне в пятнадцать лет с покупкой первой электрогитары. Это был настоящий Gibson Les Paul красного дерева. Сейчас моему Les Paul почти пятнадцать лет, и он до сих пор остаётся основным инструментом при записи. Кажется, фирменный «лесполовский» звук я уже не променяю ни на что. Для интересующихся гитаристов добавлю, что помимо этой гитары, сейчас мы используем в записи ещё один «лес пол» и кастомный суперстрат.

Какие книги, фильмы, музыкальные группы повлияли на становление тебя как личности?

Всё детство и юность я зачитывался научной фантастикой — Роберт Хайнлайн, Рэй Бредбери, Айзек Азимов, Александр Беляев и множество других авторов. Это, по-видимому, сформировало мои вкусы вокруг  киберпанка и индастриала. В последующем сфера моих литературных интересов перетекла из научно-фантастической в область классической. Это добавило моим вкусам определённый академизм, если учесть, что мама всю мою жизнь работала художественным руководителем театра.

Что касается музыки, то тут я опять же постоянно находился на перекрёстке стилей: всё началось с классического хард-рока и современной тому времени альтернативной музыки. Лет в восемнадцать я увлёкся электронной музыкой и начал изучать теорию синтеза звука. Так я понял, что можно комбинировать различные музыкальные жанры. Музыкальная школа и знания, которые передала мне мама, позволили мне заглянуть глубже в структуру музыки и понять законы, по которым она устроена. Оставалось только применить полученные мною теоретические знания на практике.

Чем ты любил заниматься в детстве и юности? Есть любимые хобби?

Так уж получилось, что моё главное хобби стало моей профессией, а моя предполагаемая профессия превратилась в увлекательное хобби. Переводчик по образованию, я шесть лет посвятил изучению иностранных языков, фонетике, языкознанию и смежным наукам. Всё это время я практиковал как артист, аранжировщик и звукорежиссёр. После окончания университета я посвятил всё свободное время совершенствованию себя как музыканта и аранжировщика. При этом моя любовь к языкознанию и иностранным языкам не угасла, став интересным хобби, которому я сейчас тоже стараюсь уделять время. Если говорить о других хобби, то в разное время я увлекался биологией, астрономией. Из спортивных дисциплин мне всегда больше всего нравился паркур. В сфере моих интересов по-прежнему остаётся театральное искусство.

Первые проекты. RetroElektro.

Твоя первая группа – RetroElektro, или были еще другие, не настолько известные проекты?

Первый музыкальный проект, в котором я принимал участие, назывался Semolina Fish. Мне было шестнадцать и мы играли гранж. С этим проектом у меня был первый выездной концерт, так что я довольно рано постиг вкус гастрольной жизни. В то время я играл на барабанах. В восемнадцать лет я переехал в Минск и мы с Антоном Прохожим создали RetroElektro.

В RetroElektro  было 2 солиста и автора песен. Не мешало ли это развитию группы?

Постфактум можно сказать, что во многом именно это послужило причиной распада группы. Два фронтмена в коллективе часто могут послужить причиной конфликтной атмосферы в группе. К сожалению, RetroElektro не стало исключением. Но я многому научился у Антона за время нашей совместной работы. В своё время он показал мне совершенно другой подход к написанию песен.

Ваша рок-опера «Ева» стала чем-то принципиально новым в качественном музыкальном плане. Расскажи, пожалуйста, про создание этого альбома.

Летом 2014-го года мы с Антоном решили снова начать играть вместе под названием RetroElektro. До этого группа была официально распущена уже два года. Мы с ним встретились у меня дома и показали друг другу написанный за эти два года материал. Несколько песен мы взяли в готовящийся альбом. Несколько недель творческих дискуссий превратились в концепцию рок-оперы о современных Адаме и Еве в сеттинге Третьей Мировой Войны, и мы, уже понимая концепцию альбома, начали дописывать в него песни. Было много музыкальных экспериментов, но я очень доволен результатом. В альбоме есть много по-настоящему глубоких вещей.

Asper X

Asper X – продолжение по духу и тематике RetroElektro или что-то принципиально новое по концептуальной наполненности?

В Asper X от RetroElektro сохранилась одна идея — само наличие концептуальной направленности. В остальном же это полностью самостоятельный и идейно независимый от RetroElektro проект. После ухода Антона из RetroElektro я хотел продолжить работу над этим проектом, но в какой-то момент понял, что мне просто не интересно работать в этом проекте без Антона. Так что я решил пойти полностью независимой дорогой и создал Asper X.

Группа в Смоленске, день рождения Varg Media West, 23.01.16

Группа в Смоленске, день рождения Varg Media West, 23.01.16

Первая песня Asper X «Змея» — электроника в сочетании с роком, жесткий ритмичный текст, безумный припев — это было настолько необычно для русскоязычной музыки, что казалось, что вы с другой планеты. Как родилась «Змея»? Можно ли считать её манифестом группы?

В каком-то смысле «Змея» —  это манифест группы Asper X, потому что эта песня стала первой заявкой коллектива. Идейно мы уже двинулись совершенно в другую сторону, поскольку у нас в активной работе материал второго альбома с новой концепцией. Песня «Змея» была написана под гитару в 2013 году, но за всё это время так и не нашла свое применения. Видимо, ждала появления Asper X. В этот проект она вписалась удивительно легко и, в общем-то, задала настроение всему жанровому спектру нашей музыки — много электроники, живые барабаны и электрогитары. 

«История о группе людей, которые летят с Земли к полумифической планете под названием Прозерпина для того, чтобы достичь новой ступени интеллектуальной и духовной эволюции»

Что тебе больше нравится – большие фестивали, концерты в клубах, квартирники или выступления на радио?

Не уверен, что могу однозначно ответить на этот вопрос. В каждом из форматов выступления своя специфика. Фестивали дают возможность «развернуться» на сцене и показать большое, красивое шоу. Концерты в клубах дают возможность более тесно общаться с аудиторией, задействовать её во время выступления, проводить совместно какие-то флешмобы. Именно такие концерты создают тесную «тусовку», благодаря которой мы понимаем, что в том или ином городе у нас есть своя аудитория. Квартирники — это очень интимный и закрытый формат концерта. Очень много времени на квартирниках уделяется непосредственному общению и позволяет узнать друг друга лучше. Выступления на радио отличаются от всего вышеперечисленного одной любопытной деталью — ты не видишь тех, для кого поёшь. И это накладывает определённый отпечаток на формат твоего выступления. Если на обычных концертах ты можешь подчеркнуть какой-то элемент песни визуально, то во время радиоэфира вся необходимая выразительность должна быть достигнута только через звук. И для меня это всегда очень любопытная задача, часто требующая нетривиального решения.

На днях вы записали новый альбом. О чём он? Будут ли выходить отдельные синглы?

Во всяком случае мы постараемся удовлетворить запросы тех наших слушателей, кто ждёт от Asper X именно сочного гитарного звука. В остальном же альбом, по сравнению с дебютным, значительно более электронный. Запись альбома почти закончена, но даты релиза ещё нет. Мы планируем выпустить один предальбомный сингл.

Концепция нового альбома носит космический характер, однако он исследует более сакральные и глубокие темы, чем обычно затрагивает научная фантастика. История о группе людей, которые летят с Земли к полумифической планете под названием Прозерпина для того, чтобы достичь новой ступени интеллектуальной и духовной эволюции.

Мир «Прозерпины» достаточно глубоко и детально прописан, так что дело вряд ли ограничится одним лишь музыкальным альбомом. Скорее всего слушателям стоит ожидать и других, более развёрнутых реализаций этой вселенной, включающих и визуальную, и литературную составляющие. Я встречал среди слушателей Asper X писателей, дизайнеров, художников. Полагаю, им будет интересно в последующем самостоятельно интерпретировать те или иные явления мира «Прозерпины» в своём творчестве. По сути, новая концепция — это такой большой флешмоб. Мы дарим слушателям не просто новый альбом, но целую вселенную, в которой слушатель сможет самостоятельно разбираться сколь угодно долго.

Философия и Музыка

Есть кто-то или что-то, что постоянно вдохновляет на создание новых треков? Или это все спонтанный процесс?

И то и другое. Вообще, описать процесс создания песни очень трудно, и ещё труднее описать причины возникновения этого процесса. Потребность в написании возникает, когда хочется что-то высказать. Песни для меня — мой язык общения с миром. Когда родилась вселенная «Прозерпины», мне необходимо было рассказать о ней. Когда за год до этого у меня в голове родился мир Города Икс, который населяют материализовавшиеся человеческие грехи, мне необходимо было рассказать о нём. До этого была «Ева», до этого — альбом «Буйство красок», в котором рассказывалось про город брошенных кукол. То есть чаще всего я пишу в рамках какой-то концепции, но бывает и просто спонтанное желание что-то высказать.

Какие группы ты сейчас любишь слушать?

Сейчас — никакие. Во время работы над альбомом я стараюсь не загружать мозг другой музыкой. Иногда прослушиваю схожие по стилистике песни, чтобы посмотреть, как те или иные аранжировочные ходы были реализованы другими музыкантами и избежать случайного копирования.

«В тот момент я понял, что Бог должен быть в самом человеке. А какое место он выберет для обращения к нему — церковь или другое место силы — имеет значение только для него самого.»

У тебя широкий кругозор. Кажется, что ваши песни пропитаны Ницше, Сартром, Кафкой, Камю. Любишь философию? Оказывает ли философия влияние на содержание лирики?

Не думаю, что имеет место любовь к философии. Скорее, это просто совпадение понятий. Если почитать работы философов, то можно обратить внимание на то, что они зачастую носят интроспективный, аналитический характер. Творчество Asper X тоже во многом интроспективно. Так же как и работы многих философов, песни Asper X обращаются скорее к скрытым от посторонних глаз качествам и аспектам человеческой души, так что определённая корреляция между идеями Asper X и некоторыми философскими течениями вполне оправдана. Но специально философские идеи в наши песни мы никогда не интегрировали. Скорее это просто влияние моего «бэкграунда».

Ты как-то сказал, что мы подобны Серебряному Сёрферу, который перемещается с одного трека на другой, в разных плоскостях. Подобно и мы перемещаемся по пути жизни. Много у тебя скачков по трекам? Твоя судьба линейна или скачкообразна?

Не углубляясь в метафизику слишком глубоко, скажу, что, на мой взгляд, линия судьбы человека состоит из определённого количества ключевых, «поворотных» точек. Многие из них появляются только тогда, когда человек к ним действительно готов, другие же постоянно маячат перед глазами, оставляя за человеком право выбора — сделать или не сделать. Человеческая судьба — это большой город. Задача — пройти его из конца в конец, но какой маршрут выбрать, какие достопримечательности посетить и в какой локации задержаться подольше — решает сам человек. Только он должен помнить, что в какой-то момент, независимо от того, в какой части города он будет находиться, во всём городе отключат электричество. И к тому моменту было бы неплохо, если у человека был какой-то свой собственный свет

«Человеческая судьба — это большой город. Задача — пройти его из конца в конец, но какой маршрут выбрать, какие достопримечательности посетить и в какой локации задержаться подольше — решает сам человек.»

Депрессия вдохновляет или убивает?

Переживания, достигнутые в депрессивных состояниях, могут вдохновить постфактум. Но во время самого депрессивного эпизода, конечно, ничего не пишется, не делается и всё валится из рук. Я стараюсь всё время держать себя в форме, чтобы свести риски к минимуму, но я всё ещё остаюсь зависимым от сезонного обострения психических состояний.

 

Оказала ли большое  влияние на тебя протестантская церковь?

Не думаю, что церковь оказала на меня большое влияние. Скорее это был определённый этап моей жизни, позволивший мне с другого угла взглянуть на концепцию веры и религии. Я ушёл из церкви, потому что увидел в душах некоторых прихожан и пасторов такую грязь, какую не видел в безбожниках. В церковь человек ходит, а внутри Бога нет. В тот момент я понял, что Бог должен быть в самом человеке. А какое место он выберет для обращения к нему — церковь или другое место силы — имеет значение только для него самого. Лично я предпочитаю в общении с высшими силами обходиться без посредников.

Планы и перспективы

Какие планы у группы?

Наша задача как гастролирующего коллектива — максимально расширить географию выступлений. Творческие запросы коллектива уже сейчас требуют своей реализации на более крупных концертных площадках — с экранами, возможностью настройки световых программ, дымовыми пушками и большим метражом сцены. Но для реализации таких возможностей концерты коллектива должны посещать больше людей, так что уровень наших шоу напрямую зависит от количества гостей на концертах. Инжерено и идейно мы готовы реализовать на данный момент очень многое.

Каверы на песни «Fake Plastic Trees» Radiohead и «First Day» Placebo получились очень качественными. Не пробовали писать песни на английском языке?

У меня есть материал на английском. Когда придёт время — он будет записан и выпущен.

Не думали о том, чтобы написать песни с женским вокалом или оркестровые аранжировки?

Думали. Когда настроение песни или альбома будет этому соответствовать, мы обязательно реализуем что-то подобное.

«В любом случае, мне кажется, что в наше время музыка без идеи обречена на забвение»

Отождествляешь ли ты себя со своим лирическим героем?

Мой лирический герой возник из меня, так что было бы странно его не отождествлять. Другое дело, что у нас с ним несколько разные истории жизни и разное отношение ко многим вещам. Так что мой лирический герой скорее кто-то вроде потерянного в раннем детстве брата-близнеца.

Чья идея была сделать песню и видео в образах Джокера и Харли Квин?  Твоя или Кати Запольской, стилиста группы, которая сыграла Харли?

Идея пришла мне в голову больше года назад. Песня и концепция видео были готовы ещё тогда. Но, узнав о выходе фильма «Отряд самоубийц», мы решили отложить дату выхода видео, поскольку посчитали, что на волне фильма большему количеству людей будут интересны персонажи вселенной DC, так что мы решили подождать и «сесть на хвост» волне интереса к DC Comics. Не прогадали.

Влияет ли слава на тебя как музыканта и человека или ты не подвержен звёздной болезни?

Негативное влияние ощущается разве что в возросшем количестве неадекватных высказываний, предложений и суждений в адрес коллектива и его участников. Я по натуре человек достаточно замкнутый и хорошо умею обеспечивать себе необходимое личное пространство. На то, чтобы страдать звёздной болезнью, нужно слишком много времени, которого у нас попросту нет. Периодически нахожу у двери квартиры приклеенные плакатики с пожеланиями или поздравлениями, но, по-моему, это наоборот мило. Куда важнее то, что всё больше людей пишут нам с рассказами о своей жизни, о своём видении нашего творчества, об эпизодах, когда наша музыка помогла справиться с проблемами. Это куда важнее любых негативных последствий возрастающей популярности. Популярность не самоцель. Целью всего движения, развёрнутого группой, является взаимопомощь и взаимоподдержка единомышленников. У нас есть большое сообщество «Икстеры», которое поддерживают люди со схожими мыслями, идеями, проблемами. И они всегда с радостью приветствуют тех, кто хочет присоединиться к этому сообществу.

Учитывая твои актерские навыки, не думали ли вы о том, чтобы сделать мюзикл или рок-оперу в театре? Или это не ваш формат?

Я бы очень хотел осуществить что-то подобное, так что когда придёт время, что-то такое обязательно произойдёт.

Как ты относишься к политике? Далек от неё?

Я тайно слежу за политикой, однако предпочитаю считать себя в большей степени аполитичным человеком. Хотя в наше время это довольно трудно и не всегда уместно.

Чувствуется ли конкуренция на музыкальном пространстве? 

Не ошибусь, если скажу, что музыкальное информационное пространство переполнено музыкой и музыкальными коллективами. Пожалуй, нигде не встретишь такой конкуренции, как в сфере музыки. На фоне общего спада интереса к рок-музыке перенасыщенность музыкального рынка заметна особенно сильно. Возможно, нас это не так сильно касается, поскольку мы с самого начала делали акцент не столько на музыке, сколько на идеологии и коммьюнити в целом. В любом случае, мне кажется, что в наше время музыка без идеи обречена на забвение.

Что бы ты пожелал начинающим музыкантам и нашим читателям в целом?

Начинающим музыкантам я бы посоветовал не заниматься музыкой. Серьёзно. В мире куча куда более прибыльных и непыльных занятий. Но если уж вы решили, что видите себя на стадионе в окружении тысяч фэнов, то готовьтесь пройти такие круги ада, которые господину Алигьери не снились даже в кошмарах. Отдельное испытании состоит в том, чтобы остаться при этом человеком. А вот читателям я могу пожелать только одно. Если вы меломан, если вы любите музыку и отдельных её исполнителей — поддержите их. Обязательно поддерживайте своих артистов, потому что именно слушатели — главная движущая сила музыки. Музыканты всего лишь служат этой силе.

Автор: Никита Хохлов

Фото предоставлены интервьюируемым