1 июня 1882 года впервые в Российской империи введено рабочее Законодательство для детей. С него началось ограничение детской эксплуатации в нашей стране.

Долгое время я думала, что именно к этому событию восходит день защиты детей. Лишь недавно я узнала, что, на самом деле, этот праздник был установлен только в 1949 году решением конгресса Международной женской организации в Париже.

Однако связь дня защиты детей с днём, в который официально началось расширение прав ребёнка очень важна. В декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблей ООН в 1959 году, зафиксировано право детей[1] не работать до достижения определённого возрастного минимума, не быть объектом торговли и эксплуатации [2]. Если тебе 13 лет, вполне естественно попросить родителей дать тебе денег на карманные расходы, а не идти работать. Конечно, с определённого возраста у подростка уже появляется желание самому заработать на мороженное или новую какую-то вещь: он может начать давать уроки младшеклассникам, продавать книги или раздавать листовки. Но это уже его личное дело. В принципе, до 18 лет ребёнок имеет полное право не работать и не быть принуждаемым к работе. Человек после 18 лет также имеет право не работать, если он того не желает. Однако гораздо важнее именно то, что несовершеннолетнего нельзя заставить работать для того, чтобы обеспечить себя, потому как о его материальном благополучии должны заботиться родители.

К сожалению, это право ребёнка зачастую не соблюдается. Как и другие права, зафиксированные в Декларации. Так, ребёнок нуждается в любви и понимании[3], надлежащей заботе и опеке, кроме того, ему должна быть предоставлена возможность получать образование[4]. Однако случаев нарушения и этих прав немало: одна моя знакомая после 16 лет не имела возможности посещать школу, так как с этого возраста она вынуждена была работать, чтобы прокормить себя и младшего брата, пока её мать устраивала свою личную жизнь. Другому юноше мама запрещала ходить в школу, мотивируя это тем, что она научит его лучше.

Примеры нарушения прав ребёнка нашли своё отражение и в искусстве, в первую очередь, в кино. Классический пример фильма, раскрывающего тему недостаточной заботы о ребёнке – хорошо известный каждому из нас «Один дома» и его продолжения. Однако раскрытие проблем в комедии, в которой они возникают у детей, вынужденных жить в одиночку, не вызывает у нас никакого сожаления, сочувствия герою: все, напротив, начинают ему дико завидовать.

Мне же пришло в голову, что важно также познакомиться с теми фильмами, где детям действительно плохо от того, что их права нарушаются. Где герои оказываются в жизненных ситуациях, в которых их юный возраст не имеет никакого значения. Июнь, начинающийся с международного праздника — идеальное время для этого. Перед вами – список из шести таких фильмов.

«Света, а давай – в Индию уедем, там у тибетского монаха можно жить будет»

kinopoisk.ru

Начну с отечественного фильма «Сёстры» 2001 года. Несмотря на антураж картины про лихие 90ые, фильм – криминальный боевик, со всеми предлагающимися атрибутами вроде перестрелок и цыган, побирающихся по электричкам (совсем неудивительно, что картина — режиссёрский дебют Сергея Бодрова-младшего, известного российскому зрителю по главной роли в фильмах «Брат» и «Брат-2»), нарушение прав ребёнка здесь минимальное по сравнению с другими фильмами из списка.

Интересно, что из-за использования особой плёнки в «пятнышко» кажется, что фильм снят в глубокие 70-ые.

В центре повествования находится семья типичного для 90-ых бандита Алика Муртазаева: жена Наталья, дочь Дина и падчерица Света. Да, собственно, фильм — про Дину и Свету, двух сестёр, которые никак не могут найти общий язык.

По возвращении Алика из тюрьмы выясняется, что он должен вернуть бывшим подельникам «казну», которую у него изъяли при аресте. Однако гордый бандит считает, что не обязан этого делать. Отказ влечёт за собой серьёзные проблемы – бывшие сотоварищи Алика начинают охотиться за его дочкой Диной.

Дина и Света сначала прячутся в квартире какого-то покойника (вероятно, жертвы Алика), потом, спасаясь от преследующих их бандитов, пускаются в путешествие по Ленинградской области. Вынужденные каждую минуту думать о поиске ночлега и еды для пропитания, Света и Дина потихоньку сближаются, становясь подругами. Света заботится о младшей Дине, скучающей по маме, потом и Дина пытается вылечить заболевшую Свету: укладывает её спать и покупает в аптеке «аспирин, пенталгин, и что-то от нервов».

Несмотря на незамысловатый сценарий, песни Цоя и игра актёров делают фильм очень приятным и даже интересным для просмотра — Катя Горина, исполнительница роли Динары — бойкая и немного высокомерная девочка; неприступная, суровая, но в душе нежная и заботливая Света, которую играет Оксана Акиньшина, потешный татар-алкоголик Сейфуллин – Александр Баширов, очень потешно зовущий Аллаха, эпизодические роли, такие как цыгане-попрошайки: маленькие чумазые девочки, шкет с сигаретой в зубах, характерные для электричек пассажирки. Вероятно поэтому в 2001 – в год выхода – фильм «Сёстры» получил гран-при за лучший дебют и приз за лучший актёрский дуэт на кинофестивале «Кинотавр». Это был дебют для всех – и для Бодрова, и для Екатерины Гориной, и для Оксаны Акиньшиной. Интересно, что судьба «сестёр» сложилась очень по-разному – Оксана Акиньшина продолжила работу в кино, снялась в роли Полли в «Стилягах», после – в роли девушки Высоцкого в ленте «Высоцкий. Спасибо что живой», а еще дважды успела побывать замужем. Катя, которая никогда не собиралась становиться актрисой, пошла учиться на филолога в Петербургский институт иудаики и сейчас ведёт типичную студенческую жизнь – репетиторствует, пишет курсовые и гневные посты в Фейсбуке, ходит по барам. И совершенно не планирует продолжать свою актёрскую карьеру.

ruskino.ru

 

 Поправка на реальные впечатления: Индия трущоб.

liveinternet.ru

В фильмах Света развлекает Дину индийскими танцами. К концу фильма индийская тема становится их опознавательным знаком – Света дарит Дине коробочку с индийскими украшениями. Но если уж вы хотите совершить путешествие в настоящую Индию, то вам следует посмотреть фильм «Миллионер из трущоб», экранизацию романа «Вопрос-ответ» Викаса Сварупа. Лучше сказать «пересмотреть». Потому как я уверена, что вы слышали про эту картину – лауреат 8 премий Оскара 2008 года. Кратко перескажу сюжет: бедный юноша Джамаль, выросший в трущобах, решает принять участие в индийской версии телепрограммы «Кто хочет стать миллионером?». Все – и ведущий, и зрители,– уверены, что юноша выйдет из игры сразу же после первого вопроса. Но этого не происходит – раз за разом он продолжает давать всё новые и новые правильные ответы. Почему? Ведь юноша даже почти не учился в школе! Разгадка в том, что почти каждый задаваемый вопрос, по воле судьбы, связан с прошлым Джамиля. И, вспоминая правильный ответ на вопрос, юноша вспоминает почти всю свою недолгую, но насыщенную жизнь – детство в тесных трущобах Бомбея, потерю матери, детский приют попрошаек компарчикоса Мамана, работу гидом у Тадж-Махала, своего брата Салима, с которым он почти не разлучался во время всех своих «приключений», первую и единственную любовь – Латику… Нарушения прав ребёнка здесь происходят на протяжении всего фильма, ведь главные герои – дети-сироты, до которых нет дела государству. Мумбай, которые в прямом смысле торгует детьми, представляет собой ярчайший пример правонарушителя.

Как мы знаем, всё заканчивается счастливо – Джамиль выигрывает 20 миллионов и уезжает со своей любимой.

Но в жизни всё далеко не так безоблачно – ничего ещё не закончилось, Трущобы Мумбая ещё не разрушены. Ведь ситуация, представленная в картине «Миллионере из трущоб», (а также и в книгах «Шантарам» и «Вопрос-ответ») отражает реальное положение дел в Мумбае – бывшем Бомбее. Нищие-попрошайки в этом городе встречаются почти что на каждом шагу, а трущобы района Дхарави считаются одними из самых больших в мире. Грязные дома, склоченные из подручных материалов, – нормальная среда обитания для этих людей из касты «неприкасаемых». В них они живут, учатся, работают. Джахарви и прилегающие у нему районы трущоб занимают почти весь центр Мумбая, соседствуя с небоскрёбами – жилищами зажиточных и богатых граждан. Отели также часто размещаются недалеко от жилищ неприкасаемых. Экскурсоводы любят водить туристов на экскурсию в районы трущоб[5].

Показательна дальнейшая жизнь актёров Ажжарутина Моххамеда Измаила (юного Салима) и Рубины Али (юной Латики) после окончания съёмок фильма. Им и их семьям обещали квартиры… Но, в итоге, они так и остались жителями трущоб, а Рубина даже чуть не была продана в сексуальное рабство собственными родителями.

kinopoisk.ru

 

Назад — в страну Восходящего солнца.

Если вы не готовы к путешествию в душную и грязную Индию, то отправляйтесь на дальний Восток – в страну Восходящего Солнца. Загрузив анимэ-фильм «Унесённые призраками» Миядзаяки. Ведь, хотя это не так сильно бросается в глаза, в этом фильме также есть детская эксплуатация – коварная правительница города на острове Юбабба заставляет главную героиню Тихиро работать на неё. У девочки нет выбора – только так она сможет прожить в странном ночном городе и вернуть родителей.

yvision.kz

 

 Япония и ещё немного Америки.

nnm.me

Фильмы Миядзаки действительно оказали влияние на умы японских детей последующих поколений. Так, главные герои фильма «Никто не узнает» Хирокадзу Коррэда (2004), два брата – старший Сигэру (13-14 лет) и младший Саки (6 лет) и две сестры – старшая Кёко (10 лет) и младшая Юки (5 лет), очевидно, смотрели другой известный фильм Миядзаки — «Мой друг Тотторо», где главный действующий персонаж — большой зверь-автобус по имени Тотторо. В одном из эпизодов Саки и Юки рассуждают о том, что было бы, если Тотторо стал настоящим.

Внешне заботливая, но в душе эгоистичная мать героев этой картины Кейко нарушает принципы 2 и 7 Декларации о правах ребёнка. О существовании трёх других младших детей, проводящих весь свой день в четырёх стенах, не знает никто, кроме их самих и их матери. Кейко уверена, что соседи непременно выселят всех, у кого больше одного ребёнка. Только 14-летнему сыну Сигэру разрешено выходить из квартиры. Соответственно, она не позволяет своим детям ходить и в школу, даже старшему сыну – он должен кормить младших, пока мама на работе. Ведь дети, не имея возможности, во-первых, выходить на улицу, а во-вторых, посещать школу или детский сад, очевидно, несколько отстают в физическом и социальном развитии от своих сверстников.

Однажды вечером Кейко не возвращается домой.

Она, таким образом, нарушает и принцип 6, подтверждающие право детей расти на попечении и под ответственностью своих родителей и в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Детям, оказавшимся без материальной и моральной поддержки матери, приходится учиться самостоятельно организовывать свою жизнь. И им это даётся намного труднее, чем герою «Один дома».

kinocafe.ru

Хотя фильм «Никто не узнает» основан на реальных событиях и снят как документальный – камера невысокого качества, музыка почти отсутствует – аналогичный, но немного более суровый сюжет можно встретить в книге американской писательницы Вирджинии Эндрюс «Цветы на чердаке» (из семейной саги «Доллангенджеры») и двух одноимённых экранизациях – Джеффри Блума 1987 года и Деборы Чоу 2014 года. Но антураж фильмов различен – если история, раскрытая в японском фильме, действительно случалась в Токио 1987-88 годах, взорвав японские СМИ, то американский её вариант – только плод писательского воображения Эндрюс. Если вам больше нравится смотреть на инцест между родными братом и сестрой, а не на неловкие отношения Сигэру с его первой любовью, то милости прошу посмотреть только «Цветы на чердаке». Но лучше – и посмотреть «Никто не узнает», и прочитать всю серию про Долголладжеров.

kinomania.ru

Нарушения из-за любви.

Наконец, мы перемещаемся на Ближний восток, в Израиль. Последний в обзоре – фильм Ури Зоара «Три дня и мальчик» 1967 года. Картина выбивается из ряда других, снятых в 60-ые годы: лишённая какого-либо политического сюжета, она посвящена трём дням, проведённым мальчиком Шаем со студентом Эли, оставленным за ним присматривать. Отношение Эли к Шаю варьируется от чрезмерной заботы о мальчике (граничащей с педофилией) до полной индифферентности по отношению к нему. Интересно, что любой поступок опекуна мальчика объясняется чувством любви, которое он испытывает к матери своего подопечного. Он использует ребёнка в своих интересах, то пренебрегая, то злоупотребляя им, нарушая 9 принцип Декларации о правах ребёнка[6].

evrofilm.com

 

Я надеюсь, что вы посмотрите хотя бы один из предложенных мною фильмов и вспомните, что нужно беречь детей вокруг себя, а также спустя годы начнёте ценить каждую минуту своего детства, потому что далеко не у каждого ребёнка оно бывает.

Автор: Мария Болотникова
Источник фото: image.tmdb.org

[1] По Конвенции о правах ребёнка ребёнком считается лицо, не достигшее 18 лет.

[2] Принцип 9 Декларации о правах ребёнка. Источник: Декларация прав ребёнка/Декларации// ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml, 03.06.15 г.

[3] Принцип 2 Декларации… Источн.: Декларация прав ребёнка/Декларации// ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml, 03.06.15 г.

[4] Принцип 7 Декларации… Источн.: Декларация прав ребёнка/Декларации// ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml, 03.06.15 г.

[5] Сведения взяты из следующих материалов: Г. Кузнецов По следам Шантарама – один день в бомбейских трущобах/ Fresher. URL: http://www.fresher.ru/2013/03/25/gde-zhil-shantaram-odin-den-v-bombejskix-trushhobax/ , 25. 05.15 г., Мумбаи – город миллионеров и трущоб// Трибуна. Гид. URL: http://turbina.ru/guide/Mumbai-Indiya-129022/Zametki/Gorod-millionerov-i-trutstchob-Trutstchoby-Dkharavi-82565/, 25.05.15 г.

[6]Декларация прав ребёнка/Декларации// ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml, 03.06.15 г.