XIX век был весь наполнен революционным духом. Новый взгляд на мир открывал удивительные таланты, возникали новые течения и направления в живописи, прозе, поэзии, философии. Так и в скульптуре совершился грандиозный прорыв – из некогда классической античной неподвижности и монументальности, застывших форм, скульптура обрела чувственную телесную динамику. Огюст Роден совершил невообразимое – по следам Микеланджело, он преобразил «архитектуру наших тел»[1], превзойдя всё, что делалось ранее, черпая вдохновение из глубин сознания.

О.Роден. Торс Адели, бронза 1881 (44см). Источник фото: http://www.buro247.ru/

В 80-х годах XIX века один из близких друзей Родена написал о нем, что «…этот отечески-попечительный монах вооружён волей, одержим в своей келье художника беспокойствами и уверенностью современной эпохи»[2].

Огюст Роден. Источник фото: http://tameguilass.tumblr.com/

С детства юному Родену приходилось отстаивать собственные взгляды, быть упорным и уверенным, но в то же время открытым всему новому. Это легко понять по тому, как часто Роден менял названия своих работ. Любовь к прекрасному, неутомимое стремление к совершенству – вот вечные двигатели гениального скульптора.

Всё в нем трепетало и хотело творить, достигать чего-то большего, узнавать то, о чём он мог и не догадываться ранее. Череда неудач преследовала Родена. Он трижды провалился на экзаменах в Школу изящных искусств. Но, несмотря на лишения судьбы, Роден творил, работал много и усердно ведь только так можно зажечь неистовое пламя таланта, способное затмить все неудачи и разочарования. В 1864 году Огюст создает скульптуру в новой мастерской: «Человек со сломанным носом»[3]. Это первая работа скульптора, выполненная в бронзе.

Человек со сломанным носом. Огюст Роден. Бронза 1864. Источник: http://www.kazan-kremlin.ru/

 «Скульптуры Родена универсальны: о них можно говорить в любом контексте – философии, архитектуры, хореографии, эмоций и чувств, красоты и возможностей человеческого тела»

Посмотрите на одно из величайших творений Родена – «Бронзового человека». Скульптура подобна душе, застывшей в момент нечеловеческого напряжения; она словно покрыта невидимой пеленой, лишь сумев дотронуться до которой, снимешь заклятие, наложенное художником. Глубокая выразительность линий, точность изгибов, пропорций…

Бронзовый человек. Огюст Роден. Бронза 1877. Источник фото: http://studopedia.org/

«Бронзовый человек» – это своеобразный манифест-предсказание будущим поколениям. Роден воспринимал скульптуру как изменяющийся объект. Изменения были имманентны, что естественно, раз она обладает собственной душой, значит, живёт внутренней, загадочной для внешнего наблюдателя, жизнью.

И подобные метаморфозы по убеждению Родена естественны[4]. Отсюда и невероятная проработанность деталей, видимое напряжение каждой мышцы. Родену важно было показать, что даже при небольшой физической нагрузке человеческое тело задействует максимальное количество мышц, необходимых для осуществления движения.

«Визуализация эмоций посредством реалистичной скульптуры является главной заслугой Родена»

Суть его творений в том, чтобы дать понять, насколько ценен любой эмоциональный опыт для человека, поскольку он непосредственно отображается телесно.

Пожалуй, впервые в Новом времени было наглядно продемонстрировано, что именно телесная и мимическая динамики вопреки античной статике или обнаженной откровенности Ренессанса, создают неповторимую картину человеческой личности, и ведут к разгадке тайны человеческой души.

В чём же заключается главная загадка скульптора? Не в том ли, что её не существует? Всё созданное Роденом настолько изящно и естественно, что подобно самой природе. Даже кажущиеся неестественными позы, которые по замыслу автора похожи на современные балетные элементы.

Понять Родена просто только на первый и самый поверхностный взгляд. Необходимо следовать своим инстинктам, идти по изгибам и выпуклостям, впадинам и линиям, как будто специально для этого оставленным мастером. Однако надо запастись вдохновением и одержимостью, применить немало знаний, и тогда, возможно, проявив недюжинное терпение и упорство, мы сможем приблизиться к разгадке его гения.

В руках Родена любой материал превращался в нечто метафизическое. Безжалостно отсекая всё ненужное, он оставлял лишь любовь, ненависть, страсть, одиночество, грусть, обнажая человеческую душу в миг наибольшего сопротивления вселенной. Роден сотворил историю, заключив её в камень.

 Автор: Ходус Раиса

Главное фото: Огюст Роден «Любовь убегает» 1881. Фото Алины Гегамовой.

 

[1] BBC Fine Art Collection 4 of 7 Rodin. Documentary movie // http://www.youtube.com/watch?v=Un8RLXm1TEw&feature=player_embedded.

[2] Варшавский А. Пелика с ласточкой, М.: Детская литература. 1971.

[3] Стародубова В. В. Роден, Рене Франсуа Огюст // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. – М.: Белый город, 2006. – Т. III.

[4] Роден О. Беседы об искусстве (сборник), СПб.: азбука. 2014.