Этим летом в рамках нескольких опен-эйров Москву посетили топовые для мировой рок сцены группы типа Red Hot Chili Peppers и Rammstein. Возрожденный фестиваль «Максидром» и проводившийся в четвертый год Park Live проходили на новой футбольной арене московского «Спартака» («Открытие арена»). Уровень заявленных участников и место проведения должны были сделать Москву одним из главных музыкальных городов, способного проводить масштабные музыкальные фестивали.

Тем не менее ожидания организаторов оправданы не были. «Открытие арена» оказалась не готова к проведению подобного фестиваля, и зрители Park Live жаловались на запаздывающий звук. «Максидром» после завершения вызвал больше разговоров о политических взглядах вокалиста Rammstein, подлинности его футболки с Путиным[1] и желанием депутата Худякова запретить немецких металистов[2].

Тилль Линдеманн, вокалист группы Rammstein. Фото: Владимир Лысенко

У фестивалей поменьше, вроде Outline и «В омут с головой», были ещё большие проблемы. Первый отменили «по причинам, не зависящим от организаторов»[3], второй на грани срыва. «Омут» был заявлен как одно из самых значимых событий лета в русском роке, участие в фестивале должны были принять такие группы, как «Пилот», «Эпидемия», 25/17 и «Кукрыниксы». 16 июля появилась информация об отмене фестиваля из-за резкого отказа местных властей сотрудничать с организаторами. Сейчас «Омут» перенесли в город Рошаль (Московская область) и объединили с фестивалем стим-панка «На медных крыльях». Но об изменениях в составе участников информации пока нет.

Кроме того, в сети появилась переписка одного из представителей фестиваля Park Live. Он говорит: «Посещаемость концертов резко упала в этом году… ни один фестиваль не выйдет из этого лета без потерь. А в следующем году не будет ни «Максидрома», ни «Парклайва», ни «Пикина Афиши». Останется только «Нашествие»[4].

Фестиваль «Нашествие». Фото: geometria.ru

«Нашествие» и вправду  – один из немногих успешных фестивалей в этом году. Трёхдневное мероприятие посетили более 205 тысяч человек. Для сравнения, на «Максидроме» было около 43 тысяч. Но «Нашествие» ограничивает формат отечественной музыкой. А его аудитория отличается от аудитории городских рок-фестивалей, на которые приезжают зарубежные исполнители.

«У фестивального выступления есть свои особенности, он не даёт углубиться в восприятие исполнителя»

Причины неудачи городских фестивалей три.

  1. Высокие цены на билеты

С иностранными группами работают в долларах и евро. При нынешнем курсе цены на билеты выросли почти в два раза. При этом доходы населения в кризис уменьшились. И существенная часть аудитории была сразу же «отсечена» по экономическим причинам. Как раз эти люди и поехали на «Нашествие», которое настолько серьёзного влияния кризиса не ощущало.

  1. Широкий выбор

Помимо больших городских фестивалей и «Нашествия» этим летом в Москву приезжали Iron Maiden, Muse и Black Sabbath. На последних, например, билет в фан-зону стоил 7,5 тыс. рублей. При этом аудитория у групп, участвовавших в фестивалях и приезжавших в Москву отдельно, примерно одинаковая. Людям приходилось делать выбор и его часто отдавали в пользу нескольких часов полноценного концерта в «Олимпийском». У фестивального выступления есть свои особенности, он не даёт углубиться в восприятие исполнителя. Это, конечно продукт массовой культуры, и преданные фанаты отдавали в данном случае предпочтение сольному концерту.

  1. Жанровый разброс

Park Live и «Максидром» не нашли своего слушателя. Фестивали получились слишком неприкреплёнными к жанру. И это стало минусом. Слишком уж IAMX, Вадим Самойлов, Red Hot Chili Peppers, «Сплин» и Rammstein не похожи друг на друга, чтобы объединить на одной культурной площадке зрителей.

Фото: Анна Молянова / THE WALL Magazine

Кроме того, так уж получилось, что остальные музыканты стали разогревом для хэдлайнеров. Можно привести в пример одно из многочисленных объявлений о перепродаже билетов на Park Live: «Есть 1 билет на субботний концерт RHCP (на разогреве «Сплин»)». Очевидно, что такой подход приводит к потере части аудитории.

Организация фестивалей – занятие дорогостоящее и рискованное. В кризисное время особенно. Поэтому несколько мероприятий этим летом были отменены – организаторы, не находя должного количества спонсоров, брали кредиты, будучи не в состоянии при неизбежных дополнительных затратах выплатить гонорар музыкантам. После этого лета непонятно, возьмётся ли кто-то в следующем году зарабатывать на таком сложном и рискованном в музыкальной индустрии деле, как организация опен-эйров.

Автор: Данил Замалетдинов

Главное фото: Антон Андриенко

[1] Фотография солиста Rammstein в футболке с Путиным – фейк // http://www.svoboda.org/content/article/27830565.html

[2] Худяков предложил запретить выступления группы Rammstein в России // http://www.tvc.ru/news/show/id/96374

[3] В Москве отменили фестиваль электронной музыки Outline // http://ria.ru/culture/20160702/1456502768.html

[4] https://vk.com/wall-36003022_131766

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.