Одной из основных проблем XXI века остаются конфликты с религиозной составляющей, особенно связанные с радикальными течениями, создающими угрозу государственному суверенитету и обществу в целом. Развитие культурной сферы современного социума ведёт к появлению новых трактовок религиозных догм, которые, в свою очередь, нередко становятся оправданием для агрессии со стороны людей, исповедующих ту или иную религию. Анализ священных писаний на предмет экстремистских материалов – вопрос спорный, так как с одной стороны такое вмешательство оскорбляет чувства верующих, а с другой, современные трактовки нередко содержат элементы, способные спровоцировать угрозу обществу, и работа с такими материалами необходима для обеспечения коллективной безопасности. В труде Льва Симкина «Особо опасный Таннах» содержится следующее утверждение: «В результате в одних местах книги, признанные экстремистскими, продолжают изучаться их почитателями, а в других — становятся предметом нового судебного дела»[1].Из этого можно сделать вывод, что для истинно верующих анализ священных писаний будет не более чем попыткой ущемления их прав.

Внесение в Государственную думу законопроекта о неприкосновенности священных писаний является результатом конфликта между Рамзаном Кадыровым, президентом Чеченской Республики, и Южно-Сахалинским судом, признавшим экстремистскими ряд положений из книги «Мольба (дуа) к Богу: её значение и место в Исламе», а также ряд цитат из Корана[2]. В результате чего президентом Чечни была подана апелляция в Южно-Сахалинский суд, и решение, принятое судьёй Натальей Перченко, было обжаловано. Прокуроры, требовавшие признать вышеуказанную книгу потенциально опасной, объявили, что их  обвинения относились только к данному труду, но не к Корану, в результате чего дело было пересмотрено, но все равно получило широкую огласку.

Данный прецедент положил начало разработке закона о неприкосновенности священных писаний. Депутат от Чеченской республики Шаманил Саралиев подал в Государственную Думу законопроект, запрещающий анализ священных писаний на предмет экстремистских элементов. Принятие данного закона станет важным шагом в развитии современных религиозных течений, так как все ограничения для трактовки религиозных догматов будут сняты. В рассмотрении конфессиональных вопросов необходимо уделять внимание мнению общественности. Так, согласно опросу, проведённому изданием «Эхо Москвы»,  президента Чеченской республики поддерживает 82 процента аудитории, из чего можно сделать ряд выводов. Первый  заключается в том, что российское общество с подозрением относится к цензуре. Любое ограничение выражения мысли представляется элементом консервативной политики. Конфликтность ситуации осложняется тем, что религиозные учения напрямую не призывают к агрессии, и ее применение зависит от трактовки. Соответственно, в самих книгах россияне не видят угрозы, и в их глазах запрет текстов, не провоцирующих какие-либо действия, наносящие вред социуму, является попыткой ограничить свободу индивидов, запретив им выражать собственные мысли. Второй вывод складывается из широкой поддержки мусульманами фигуры Рамзана Кадырова. Доля мусульман в России составляет 15 процентов[3]. В целом все вышесказанное свидетельствует о том, что закон, внесённый на рассмотрение в государственную думу, получит широкую поддержку среди населения, так как он обеспечит неприкосновенность религиозных писаний и, соответственно, не будет ущемлять право человека на самовыражение. Ярослав Нилов, председатель комитета по религиозным объединениям и общественным организациям, в интервью газете «Известия» сказал: «Лично моя позиция: не нужно подвергать анализу на экстремизм священные писания ни мусульман, ни христиан, ни буддистов, ни иудеев, ни других конфессий. Это некорректно»[4].

Автор: Людмила Тищенко

Источник фото: http://www.svoboda.org

 

[1] Симкин Л. Особо опасный Таннах // http://www.gazeta.ru/comments/2015/06/04_a_6745590.shtml.

[2] Председатель Южно-Сахалинского горсуда посоветовал Кадырову подать жалобу. 10.09.2015 // http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55f0f5089a794742a4b87b65.

[3] Сколько мусульман живет в разных странах мира? 24.02.2015 // http://muslem.ru/сколько-мусульман-живет-в-разных-стра/

[4] Кашеварова А. Священным Писаниям могут дать правовую неприкосновенность // http://izvestia.ru/news/591394.