Лента Евроньюс (Euronews) содержит практически 2 тысячи новостей по тематике беженцев, хэштэг #refugees (англ. – беженцы) – один из самых используемых в социальной сети Twitter. Это слово мы слышим ежедневно и почти уверены, что в целом представляем, о ком идёт речь. Вероятно, большинство знают и о такой категории, как «перемещённые лица», но такое словосочетание далеко не так популярно в современных СМИ. В чём же дело: в количественном соотношении или подмене понятий?

Источник: https://openrussia.org/post/view/4783/

В настоящей статье не будут рассмотрены политические причины возникновения проблемы беженцев и перемещённых лиц. Мы постараемся разобраться в том, какая правовая база лежит за заголовками новостей, для чего обратимся к нормам международного гуманитарного права (далее – МГП). Под МГП понимают совокупность «норм, направленных в период вооруженного конфликта на то, чтобы предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а также на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны»[1].

Страна нахождения

Итак, прежде всего, беженец – это лицо, бежавшее из своей страны. Под «своей страной» понимается страна гражданской принадлежности или же, при отсутствии гражданства, страна прежнего обычного местожительства. Перемещённые лица были вынуждены покинуть свои места обычного проживания, но в отличие от беженцев они не пересекали международно определённых и признанных государственных границ.

Причины, вынуждающие к перемещению

Необходимые критерии для признания лица в качестве беженца варьируются в зависимости от специфики организаций. Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. даёт достаточно узкое определение. Так, из текста документа следует, что лицо может обоснованно опасаться стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений[2]. Вследствие таких опасений лицо не может или не желает вернуться в свою страну. Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев Африке, принятая Организацией африканского единства 1969 г., признаёт также в качестве причин, вынудивших лицо покинуть свою страну, внешнюю агрессию, оккупацию, иностранное господство или события, серьёзно нарушающие общественный порядок в части страны или по всей стране[3].

Сегодня в большинстве случаев используется определение перемещённых лиц, которое было дано специальным представителем Генерального секретаря ООН по делам лиц, перемещенных внутри своих стран, Франсисом Денгом, в «Руководящих принципах по вопросу о перемещении лиц внутри страны»[4]. Причинами их перемещения могут быть вооружённые конфликты, проявления насилия, нарушения прав человека, стихийные или вызванные деятельностью человека бедствия.

Предоставляемая защита

Беженцы имеет право на защиту как со стороны государств, в которые они переместились, так и со стороны международного сообщества в лице Организации Объединённых Наций (ООН). Международное гуманитарное право предполагает предоставление покровительства и перемещённым лицам. Тем не менее на практике законодательная база гораздо хуже разработана, и агентства ООН не обладают мандатом на оказание помощи таким лицам[5]. Не стоит забывать, что всё же устанавливается запрет на принудительное перемещение гражданских лиц[6].

Рассмотрев ключевые международные акты по вопросу, можно констатировать отсутствие единого мнения международного сообщества относительно проблемы беженцев. Думается, что это затрудняет решение нынешних проблем на национальном уровне в каждом государстве. В заключение хотелось бы повторить призыв Филиппо Гранди, Верховного комиссара ООН по делам беженцев, вступившего в должность 1 января 2016 года. Он заключается в проявлении солидарности к людям, попавшим в столь тяжёлое положение, и в поиске механизмов решения конфликтов[7].

Филиппо Гранди. Источник: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=25294#.WOE8rlK6PSY/.

Автор: Полина Чесалова

Источник фото: http://expnowhere.com

 

[1] Международное гуманитарное право: отвечаем на ваши вопросы. Москва. 2009. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/publication/ihl-publication-310509.htm/.

[2] Ст. 1. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.

[3] П. 2. Ст. 1. Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев Африке 1969 г.

[4] Джуди Эль Бушра, Келли Фиш. Беженцы и внутренние перемещённые лица // Агентство ООН по делам беженцев Российская Федерация.

[5] Там же.

[6] Ст. 17. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года.

[7] Интервью: потоки беженцев можно остановить, только прекратив конфликты// Центр новостей ООН. 2016. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=25294#.WOEzIVK6PSY (дата обращения: 02.04.2017).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.