Ей досталась судьба быть революционной и первой. Будучи впервые написанной в 1762 году она положила начало «оперной реформе» Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому. В 1975 году Александр Журбин поставил первую советскую рок-оперу, положив в основу тот же сюжет. А в 2016 году Noize MC в коллаборации с Leila, Олегом Грузом, Анастасией Александриной и многими другим выпустил дебютную для отечественной музыкальной индустрии хипхоперу «Орфей & Эвридика». 31 мая этого года вышла её студийная версия. Презентация состоялась в ходе открытой репетиции в Останкино, онлайн-трансляция которой велась на YouTube. При минимуме декораций и освещения внимание было целиком сконцентрировано на героях.

Image result for орфей и эвридика хип хопера

Незамысловатая, но дёргающая за душевные нити, фабула без хэппи-энда. Всё как писали Вергилий и Аристий: Орфей – молодой и талантливый музыкант и певец, мечтающий о славе и богатстве; его верной спутницей на жизненном пути всегда была Эвридика. Знание греческих мифов, классической литературы, истории государства будет подспорьем при прослушивании альбома.

Image result for рубенс орфей и эвридика

«Орфей и Эвридика», Питер Пауль Рубенс

Но во времена Древней Греции перенесены современный шоу-бизнес и андерграунд-культура. Наш герой превосходно читает рэп, а вместо кифары он «лабает» на гитаре, зарабатывая себе этим на хлеб. Он надеется, что однажды его талант признают и он станет знаменит на всю Элладу. Об этом Орфей, поющий голосом самого Нойза, рассказывает нам в первом треке «Голос & струны», ставшим самостоятельным синглом. Заключительная песня «Без нас» также получилась способной существовать независимо от сюжета оперы. На обе песни ещё до релиза альбома вышли клипы. В целом, история представляет собой нарратив, однако, авторам (преимущественно самому Нойзу) удалось уложить в это повествование несколько песен, которые радиостанции расхватают и будут проигрывать как отдельные произведения, – драйвовая «С нами», вне контекста философская «Вряд ли боги соблаговолят нам» с реминисценцией на «Группу крови» Виктора Цоя, лиричная «В конце альбома», баллада «Мантра».

Затем мы знакомимся с любимой женщиной героя (Leila). Их любовь, по собственному признанию, по мощности равна Большому взрыву. И вот, наконец, появляется возможность осуществить заветную мечту: Немезида Пафос (Лариса Кокоева), главный музыкальный эксперт страны, объявляет об Олимпийском конкурсе среди хип-хоп исполнителей, главным призом которого станет контракт с главным музыкальным лейблом Underground Records (название приобретает буквальный смысл, поскольку его владелец – Аид (Олег Груз), по древнегреческой мифологии, бог царства мёртвых. Конечно же, Орфей не может не воспользоваться этим моментом, и хоть шансов у него, откровенно, немного, благословлённый возлюбленной он отправляется на баттл. По пути герой получает ценные советы от Харона (Maestro ASid), бывшего в своё время успешным рэпером, а в мифологии – перевозчиком душ в царство мёртвых (что тоже не останется незамеченным). На самом конкурсе Орфею в соперники достаётся божественно красивый, самый «хайповый» артист элладского шоу-бизнеса Нарцисс (RODRIGUEZZZ). Неравенство сил между соперниками очевидно даже человеку, незнакомому с баттл-культурой: текст Тимура Родригеза – слишком слабый, в сравнении с остальными участниками. Без особого труда обыграв его, протагонист в финале выходит на победителя прошлогоднего состязания Прометея (REpac), победившего в предыдущем раунде Спартака (ST). А вот мастодонты хип-хоп-сцены всеми силами вложились в создание своих текстов – даже в реальном баттле рифмы и панчи, написанные рэперами, получили бы свою порцию заслуженного шума. По классике жанра, битва получается жаркой, но главный герой поражает всех своим талантом стихосложения и читкой, одерживая верх над именитым оппонентом. Сцены баттл-конкурса выглядят несколько забавными для человека, знающего историю Нойза. Чувствуется, что в них он попытался компенсировать свою неудачную попытку карьеры баттлового MC.

Related image

Кадр из видео баттла

Как и было обещано, Орфею предлагают подписать контракт со звукозаписывающей студией. Однако, прежде чем заключить сделку, Аид настаивает на том, чтобы герой отказался от прошлого, выдумав себе непростую историю жизни, и держал в тайне отношения с Эвридикой. Владелец лейбла предстаёт нам главным антагонистом. Резидент Gazgolder идеально подошёл на эту роль: внешность, взгляд, тембр голоса, жесты – всё это выдаёт в нём злодея. Нежадный до славы и верный своей возлюбленной, Орфей отказывается от этих условий, но это не препятствует договору. Создатели намеренно создавали моральный конфликт, однако, трек «Подписание контракта» получился не слишком эмоциональным и выбор героя не кажется таким уж тяжёлым. Согласно традиции, после триумфа протагонист должен показать свою тёмную сторону – Орфея эта участь не обошла – войдя в элиту эстрады, он становится эгоистичным, не замечая дурных предчувствий любимой (между прочим, неслучайных и пророческих). Эвридика обоснованно критикует Орфея за уподобление масскульту, уход из андерграунда, отказ от собственных принципов, подкрепляя свои доводы прямыми отсылками к советской культуре, – трек «Не тот» получился своеобразной интерпретацией «Кем ты стал» из альбома Oxxxymiron’a «Горгород». В интервью сайту Meduza Нойз признался, что во многом вдохновлялся концептуальным альбомом Окси.

Image result for ноиз оксимирон медуза

Нойз МС и Оксимирон, источник: meduza.io

Идея концептуализации пластинок не нова – Кендрик Ламар выпустил уже четыре таких, среди отечественных исполнителей, помимо Мирона, группа 25/17 написала альбом «Русский подорожник». Однако уникальность «Орфея & Эвридики» – в законченной композиции. Даже в мировой практике таких произведений были написаны единицы – снискал успех и стал сверхпопулярным бродвейский хип-хоп мюзикл «Hamilton» о судьбе первого министра финансов США Александра Гамильтона. И он тоже не обошёл создателей российской хипхоперы – Нойз и ко переняли опыт постановки у западных коллег.

Я всегда хотел сделать какую-то крупную форму с использованием хип-хоп музыки — оперу, мюзикл или что-то ещё

Эвридика, хоть и сама приняла решение оставить своего любимого, впадает в стресс и совершает попытку самоубийства. Трагедия приводит героя в трезвый ум – он осознаёт свою ошибку и разрывает контракт со студией. На помощь к нему приходит старый друг Харон, знающий способ, который может вытащить из комы возлюбленную героя, – погружение в совместный сон. Проникнув в сновидение Эвридики, протагонист наблюдает кошмарную картину общества потребителей, встречает своего двойника-противоположность Морфея. Он просит жену простить его и вновь поверить. Но Эвридика, взглянув на любимого, совершает ошибку, ставшую фатальной для обоих. Венчает рассказ финальный трек «Без нас», в котором герои вновь признаются друг другу в бесконечной любви, но менее страстно и более лирично, нежели в «С нами» (даже названия песен задают это противопоставление).

Опера получилась яркой и сочной, душещипательной и захватывающей.

Туда удалось вложить очень много смыслов, переживаний, связанных и с моей личной историей, и с артистической. Этот клубок не так просто распутать для человека, который не знает меня лично. Но близкие люди досконально поймут, о чем речь. Там много меня — там я в основном.

Классический сюжет в купе со множественным отсылками – вишенка на торте качественно написанных и сведённых треков. Если слушать обычный альбом полтора часа – это утомительно, то, слушая «Орфей & Эвридика», я потерял счёт времени, внимая репликам героев и текстам треков, стараясь не потерять сюжетную нить. Теперь же нам остаётся ждать, кто ещё и когда создаст революционный музыкальный шедевр, положив в основу трагическую историю из древнегреческого мифа о гениальном музыканте и его возлюбленной.

Автор: Александр Сизых
Фото на обложке: www.apelzin.ru