Рок-музыка – пласт культуры, который не может объединить специфическое звучание или визуальный образ исполнителей в одну категорию. Со временем развитие жанров и поджанров стало таким масштабным, что любое обобщение кажется дилетантством.

И всё же именно рок-музыка является именно той частью культуры, которая тесно связана с личностью человека и его нонконформистским выделением из массы. Именно эта особенность направления создала в начале 1970-х годов панк.

Панк стал полноценным протестным явлением, соединившим презрение к обществу, нежелание мириться с духовными, экономическими и политическими догмами социума. Найдя понимание в политическом анархизме, панк стал альтернативой развивающейся поп-культуре, с её массовостью, заниженными интеллектуальными требованиями к аудитории и неограниченным желанием потреблять[1].

Расцвет

В СССР протестная идея пришла через 10 лет. Советские панки вроде групп «Автоматические удовлетворители», «Гражданская оборона», «Второй Эшелон» вместе с Виктором Цоем готовили страну к перестройке, требовали перемен и активно выражали гражданскую позицию[2].

Параллельно с панком в СССР развивался акционизм, форма искусства, в котором произведение равнозначно процессу его создания, а художник становится субъектом или объектом работы. Первые советские акционисты вроде Олега Кулика и Александра Бренера вообще не признавали свою причастность к искусству и считали себя политическими активистами.

Участники тура «Голосуй или проиграешь» 1996 года, Константин Кинчев и Юрий Бутусов. Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости»

1980-е стали десятилетием развития протестной культуры, её становления через борьбу с властью и обществом. После развала СССР в страну пришел капитализм, и музыка, бывшая протестным андеграундом, начала собирать стадионы и зарабатывать деньги. Политическое искусство окончательно стало частью бизнеса в 1996-ом году во время ельцинской компании «Голосуй или проиграешь», когда в поддержку президента были организованы концерты Бориса Гребенщикова, Андрея Макаревича, групп «Алиса», «Агата Кристи», «Чайф».

Кризис

Политическое движение конца нулевых и начала 2010-х могло стать вторым большим расцветом протестной культуры. Но несогласованные действия оппозиции и влияние административного ресурса привели к постепенному спаду либерального возмущения. Раскол из-за Евромайдана, присоединения Крыма, болотные дела – всё это окончательно остановило развитие гражданского самосознания россиян. В итоге главными героями культурного развития этого периода так и остались Петр Павленский  и Pussy Riot[3].

Pussy Riot. Акция «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, 2012 год. Фото: http://www.humanrightsfirst.org/

Рок-музыка как двигатель протестной культуры перешла в стадию кризиса. Перестав быть политизированной, она расширила свою аудиторию, что было важно в условиях кризиса и невозможности зарабатывать на продаже альбомов.

Рок и даже панк, за исключением нишевых групп типа «Порнофильмов», «Тараканов» или The Matrixx, превратился в музыкальное течение, которое патетически не хочет объединять гражданскую позицию с музыкой.

Рэп

Рэп-культура, по сути своей, тоже принадлежит к массовому искусству или даже уличному. Но в России на стыке нескольких жанров и направлений появились музыканты, которые как раз хотят и могут заполнить оставленную панком нишу социального протеста.

Васю Обломова, Noize MC, «Кровосток» и Anacondaz сложно назвать представителями только хип-хопа. Они, очевидно, более гибко работают со звуком и умеют создавать разную музыку. Тем не менее рэп в их творчестве превалирует.

Именно эти музыканты создают информационные поводы, соединяющие музыку и политику. Участвуя в протестном движении начала 2010-х, они продолжают придерживаться своей политической позиции и высказывают её. В том числе и в песнях.

Обложка альбома «Горгород» (Oxxxymiron). В основе – картина П. Брейгеля «Вавилонская башня»

Oxxxymiron

Отдельно нужно отметить Мирона Фёдорова и его последний на данный момент альбом «Горгород». Вышедший в 2015 году, он является программным для российской музыки. Oxxxymiron внедрил в отечественное музыкальное пространство грайм, а в новом альбоме вообще создал вселенную, в которой отразил тяжелую действительность тоталитарного города-государства[4].

«Нефтяная игла», внесистемная оппозиция, псевдопатриотизм, – Мирон собрал в концептуальном «Горгороде» всю политическую и околополитическую жизнь современной России. И в этом мире рассказывается судьба писателя, который, сначала отрекается от политики, но в итоге всё же приходит к культуре протеста.

Автор: Данил Замалетдинов

Источник фото: https://i.ytimg.com

[1] Б.Я. Студницына, «Культура протеста и ее роль в социокультурной динамике».

[2] Субкультуры и молодежь 80 –х // http://www.kompost.ru/.

[3] Артемий Троицкий: «Последние время у нас популярна протестная музыка» // http://britishwave.ru/news/artemij_troitskij_poslednie_vremya_u_nas_populyarna_protestnaya_muzyka.

[4] Хороший-плохой «Горгород». Рецензия на альбом, в двух частях // http://www.rap.ru/review/650, http://www.rap.ru/review/651