«Роскошный» было одним из самых распространённых определений в устах заказчиков особняков второй половины XIX века. Это было время подъёма разбогатевших людей, скупавших себе престижные участки земли в центре Москвы и возводивших на них изысканные хоромы. В этот период дворянство активно соревновалось с преуспевающим купечеством, поэтому перед революцией на улицах Москвы можно было увидеть вперемешку боярские дома и дворцы богатейших московских предпринимателей. После октябрьских событий 1917 года и смены власти столицей в 1918 году была объявлена Москва. В результате этого понадобились десятки зданий под иностранные представительства. Дома былых московских богачей стали лучшими местами для размещения дипломатических миссий: их было нестыдно показать достопочтенным послам иностранных государств. Так, 1920-1930-е годы стали периодом активной передачи национализированных особняков на дипломатическую службу различным странам. На 2016 год в ведении управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД России находятся более 200 зданий в Москве[1]. Нельзя не признать, что это лучшие по сохранности памятники столицы. Именно благодаря иностранным посольствам и консульствам, бережно хранящим за собственный счёт эти здания, мы можем наблюдать их первозданный и величественный облик.

Поварская и Большая Никитская улицы в Москве являются настоящими заповедниками архитектурных стилей. По счастью, большинство зданий на этих улицах занимают дипломаты.

На фото: Большая Никитская улица

Посольство Мьянмы

Одним из первых на пути по Большой Никитской нам можно встретить посольство Мьянмы. До прихода к власти большевиков этот дом принадлежал горнозаводчику и обладателю солидных капиталов Василию Никитичу Рукавишникову[2]. Предприниматель был не первым владельцем дома, однако желал обновления и надстройки его фасада. Задачу по переделке дома он поручил прославленному «купеческому» архитектору Александру Степановичу Каминскому2. Парадный фасад нового здания в 1876 году4 зодчий создал в свойственной ему эклектической манере не без использования элементов московского необарокко.

Посольство Турции

 

Дом, а если быть честными, то настоящий дворец, который сейчас является посольством Турции, построил в начале ХХ века архитектор Валериан Николаевич Зеленин для предпринимателя В.А. Балина2. Балины были обычными московскими купцами: владели ткацким и прядильным производствами, а также механическим, кирпичным и лесопильными заводами. Архитектор Зеленин придал каждому помещению оформление в неповторимом стиле. Честолюбивые московские купцы возводили себе настоящие замки, украшали фасады псевдогербами и придумывали про свои жилища необычные истории. Есть предание, что Балин рассказывал, будто бы прежний владелец этого дома зарезал свою возлюбленную, как Рогожин Настасью Филипповну из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Также, как и дом Рукавишниковых, дом Балиных является настоящим образцом архитектуры неоклассического стиля с эклектическими мотивами. В 1920 году здесь размещалось бюро Миссии помощи России, которое возглавлял известный норвежский исследователь Фритьоф Нансен5. Просуществовало оно недолго, и вскоре в 1925 году здание передали турецкому посольству.

Посольство Танзании

 

Здание, где с 2013 года обосновалось посольство Танзании, в дореволюционную эпоху принадлежало генералу-майору Петру Андриановичу Позднякову3. Владелец жилища был увлеченным театралом, поэтому нередко здесь давали представления актеры крепостного театра. Построенный в 1806 году3, особняк постоянно претерпевал изменения на протяжении нескольких столетий. Окончательный вид ему придали архитекторы Петр Анисимович Ушаков и Евгений Иосифович Зеленский3, оформив фасады в эклектичном стиле с граненым барочным куполом.

Посольство Бразилии

На другой стороне Большой Никитской улицы в нескольких метрах от посольства Танзании располагается посольство Бразилии. Невообразимое по богатству красок архитектурное сооружение было построено упомянутым выше архитектором Александр Степанович Каминским в 1875 году2 по заказу предпринимательницы Анны Васильевны Лопатиной2. Этот особняк является уникальным памятником оригинального и модного в те годы псевдорусского стиля: окна последнего этажа напоминают старинный кокошник, кладка стен сочетается с керамическими декорациями, а кровля здания создает образ сказочного терема. 

Посольство Таджикистана

Чуть поодаль от бразильского находится посольство Таджикистана. Особняк, выполненный в стиле модерн, был предметом гордости для строительного предпринимателя Якова Андреевича Рекка2 в начале ХХ века. Зодчий Густав Августович Гельрих2, построивший здание в 1903 году, придал ему удивительную компактность. Особняк с чешуйчатым куполом сочетает в деталях фасада растительный декор и лепные маски.

Посольство Нигерии

Простое гармоничное сооружение, скорее напоминающее домик в сельской местности, чем бывшую усадьбу, расположилось на Большой Никитской улице к Кудринской площади. Сейчас в нём находится резиденция посла Нигерии. Доподлинно известно, что в XIX веке на этом месте стояла несохранившаяся до нынешних дней усадьба Гончаровых3.

Автор: Екатерина Дубинина.

Фото предоставлены автором.

[1] Сайт консульского департамента МИД России // http://archive.mid.ru/bdomp/activity.nsf/foreign_representation/03.02.05.02.02.

[2] М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998.

4 Никифоров А. С. Дом Рукавишниковых // Московский журнал. 2015. № 10. С. 52—55. ISSN 0868-7110.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

5 Сытин П.В. Из истории московских улиц / Сытин П.В. – М.: Книга по Требованию, 2012.844 С.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.32-34.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.32-34.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.32-34.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 34—40.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.44.