Продолжаем публикацию THE WALL о посольствах. Первую часть можно почитать здесь.

Посольство Чили

Для того чтобы оказаться на Поварской улице нужно пройти пару метров через Малый Ржевский и Хлебный переулки. Здесь можно увидеть особняк сибирского золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова2, который ныне занимает чилийское посольство. Здание выполнено в неоготическом стиле и походит на небольшой английский замок. Зодчий Роман Иванович Клейн2 построил сооружение в 1906 году2. Ему удалось свести два больших плоских фасада к полукруглому эркеру с разными гранями. На дворовом фасаде дома сохранился уникальный кованый балкон. Революция 1917 года заставила хозяев покинуть дом.

Посольство Кипра

Хозяева этой усадьбы менялись на протяжении нескольких веков: от Князей Хованских до дочери предпринимателя Дмитрия Петровича Боткина3. Архитектор Иван Сергеевич Кузнецов в 1892 году2 избавил особняк от примет классицизма и достроил его в модернистском духе. Для Ивана Сергеевича Кузнецова это была посильная задача, ведь на протяжении многих лет он был помощником гения русского модерна Федора Осиповича Шехтеля2. В 1910 году2 дом перестроил для себя крупнейший чаеторговец Осип Сергеевич Цетлин2. Он попросил архитектора Адольфа Ноевича Зелигсона2 перелицевать фасад и изменить интерьеры. Лицевая сторона здания сочетает в себе буйство барочных узоров: резвятся амуры и нимфы, улыбаются лепные животные, в оригинальных полукруглых нишах можно увидеть вазы с обнажёнными женскими фигурками. Вход в дом оформлен как ордерная сень, а с другой стороны здания выделяется эффектное полукруглое окно мезонина, украшенное тонкой решеткой с растительным орнаментом. Сегодня здание посольства Кипра – типичный образец русского модерна, в основе которого лежат ренессансные мотивы.

Посольство Норвегии

По соседству с посольством Кипра расположилось ещё одно удивительное архитектурное сооружение – дом текстильного магната Митрофана Семеновича Грачева2. Купец Грачев возвёл свою городскую резиденцию в 1885-1889 годах2 по всем правилам дворцового зодчества. Постройку он заказал известному русскому архитектору Павлу Петровичу Зыкову2. В это время зодчие свободно жонглировали разными стилями, смешивали их, экспериментировали, что впоследствии искусствоведы начали называть эклектикой. Вот и фасад здания посольства Норвегии имеет строгую, характерную для Москвы, отделку в духе эклектики.

Посольство Венгрии

 

А в этой усадьбе на Поварской улице провёл несколько лет своего детства поэт Александр Сергеевич  Пушкин3. Несмотря на то, что дом сгорел при пожаре 1812 года, позднее на его месте был выстроен двухэтажный особняк в классическом стиле по проекту архитектора Александра Степановича Каминского3. Долгое время домом, где сейчас обосновалось венгерское посольство, владел купец и член Московского коммерческого суда Александр Иванович Носенков3. Для дома характерна типичная для эклектики объемно-пространственная композиция.

Посольства в Москве имеют особый правовой статус и недоступны для открытого посещения людей. Однако в них можно побывать в международные праздники — 18 апреля (День охраны памятников и достопримечательных мест) и 18 мая (Международный день музеев). Некоторые из дипломатических представительств устраивают экскурсии внутри своих зданий.

Автор: Екатерина Дубинина

Фото предоставлены автором.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.45-46.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

2 М.И. Аруин Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы). М., 1998. С. 73—79.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.50-51.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.50-51.

3 И.Г. Сергиевская Москва парадная. Тайны и предания Запретного города. Алгоритм., 2014. С.50-51.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.