[:ru]

Александр Сергеевич Пушкин – гений русской литературы, Пётр Ильич Чайковский – гений русской музыки, которых знают по всему миру. Когда происходит наложение дарований двух великих людей, итог просто обязан стать шедевром. Так произошло с оперой «Пиковая Дама». На сегодняшний день она одно из самых распространённых и прославленных сочинений Чайковского. Сюжетная линия, заимствованная композитором для написания своей одной из лучших опер, была сохранена, однако детали были переосмыслены. Главным образом претерпела изменения внутренняя составляющая произведения – чувства, мысли и переживания героев. Начиная со дня своей первой постановки (19 декабря 1890 г.), опера была переведена множество иностранных языков и исполнялась во всех виднейших театрах мира, а главные партии передавались известными оперными исполнителями, развивающими и дополняющими творение новыми нотками.

6 ноября в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоится премьера «Пиковой Дамы». То, что первое исполнении новой интерпретации состоится в этот день – день смерти композитора (Пётр Ильич скончался 6 ноября 1893 г.), может показаться не случайным, и даже роковым, ведь многие критики сравнивали по драматизму и истории написания «Пиковую» с «Реквиемом» В.А. Моцарта. Однако Александр Титель – режиссёр-постановщик премьеры и художественный руководитель оперы назвал это простым совпадением, что лишило возможности строить различные предположения и приплетать сверхъестественное начало. Это в свою очередь позволяет искать мистику в самой опере и постановке.

Описанные Александром Сергеевичем события екатерининской эпохи перенесены постановщиками в начало прошлого века. О предвоенном времени говорят с первых сцен костюмы играющих в солдат детей, марширующих подобно добровольцам, уходящим на фронт Первой Мировой войны. Декорации говорят же о самом начале XX века, которые напоминают нам о второй половине века XVIII. Лужи и деревянные настилы переносят нас в 1916 г., когда состоялось одно из крупных наводнений, подобными были и бедствия во время царствования Екатерины II. Постоянно находящаяся в движении белоснежная колоннада является центральным элементом декораций, в отграниченной ей территории развиваются основные события, а переворот колонн говорит об изменении сцены и непрекращающемся течении времени. Три триумфальные колоны, различные по колориту (синий, белый и благородный чёрный), находятся на противоположной стороне и по идее становится то беседкой, в которой происходит встреча влюбленных, то частью комнаты графини, где прячется Герман, поджидая приход своей «спасительницы». Подобный минимализм в декорациях украшает постановку, не отвлекая от героев, музыки, позволяет следить за трагедией человеческой личности, и избежать ошибок, которые постигли оперу в 1890 г., когда после премьеры обсуждали лишь роскошь костюмов и меблировку в духе «золотого» века. Поэтому главным акцентом новой постановки стала точность исполнения написанной композитором партитуры и актёрская игра.

«Подобный минимализм в декорациях украшает постановку, не отвлекая от героев, музыки, позволяет следить за трагедией человеческой личности, и избежать ошибок, которые постигли оперу в 1890 г., когда после премьеры обсуждали лишь роскошь костюмов и меблировку в духе «золотого» века»

Центральным персонажем является Герман. В отличие от Пушкинской «Пиковой Дамы» у Чайковского он превращается в страстно влюбленного человека, для которого необходимость выигрыша только возможность для воссоединения с возлюбленной – Лизой, внучкой графини. Николай Ерохин (тенор) – один из исполнителей роли Германа в дни премьеры, с первого ариозо «Я имени её не знаю» берёт за душу и заставляет слушателя сопереживать герою. Душевное волнение и чувство неизбежности, охватывающие Германа во время разговора с князем Елецким, перерастают в потрясающий квинтет «Мне страшно», исполненный с удивительной точностью. Единение оркестра под управлением Александра Лазарева и главных героев вызывают мрачное предчувствие скорого трагичного развития. Но вот все покидают Германа, и он остаётся один со своими мыслями, которые все обращены к Лизе. В ней он видит идеал. «Красавица, богиня, ангел» – фраза, исполняемая певцом с особенным трепетом в голосе, после подобного образ сумасшедшего игрока, часто выставляемого исполнителями, разрушается, Герман становится лишь страдающим от обжигающей его любви молодым человеком.

Открытие занавеса после антракта коренным образом изменяет героя, теперь Герман – игрок, жаждущий не только раскрытия секрета трёх карт, но и страстно любящий графиню, что подвергает в шок. За время антракта Николай Ерохин перемещается в другой угол треугольника «Герман – Лиза – Графиня», что подтверждается обращением к Графине с «чувством супруги, любовницы, матери…» и поцелуем с Графиней. Теперь она затмевает чувство к Лизе, пропадают любовные интонации и страсть в голосе. Графиня становится третьей картой Германа, а её постоянно появляющийся образ не покидает героя.

Партию Графини исполняет приглашённая солистка театра Елена Заремба (меццо-сопрано). Аристократичностью, холодностью и мистикой наполнен передаваемый образ, а ария «Je crains de lui parler la nuit», исполненная пианиссимо, как и записано в нотном тексте Петра Ильича, придаёт опере особый шарм. «Пиковая Дама» в исполнении Зарембы действительно могла быть предметом обожания французских аристократов, готовых ради неё не только на разглашение карт, но и других поступков. Величественность Графини противопоставляется с характером Лизы. Дебютировавшая в этой партии на сцене «стасика» Ксения Мусланова (сопрано) смогла передать страдания лишь в последнем действии в ариозо «Ах, истомилась я горем». До этого она больше казалось героиней, постоянно играющей в пасторали «Искренность пастушки», не выходя из образа в обычной жизни. Из-за этого кажется, что Герман, князь Елецкий влюбляются в неё по причине красоты и состояния, но не богатства внутреннего мира.

Любовь Германа, радикально показанная в двух частях оперы, тесно переплетается с мотивом трёх карт, звучащих лейтмотивом мыслей и действий героев. Под их властью находятся друзья Германа, они постоянно напоминают ему об их существовании, а арией «Что наша жизнь? Игра!» Николай Ерохин дает отчетливо понять, что теперь и он полностью принадлежит «тройке, семёрке, тузу». Иного выхода нет, любовь меркнет и исчезает, остаётся лишь безумие и растворяющееся возможное счастье.

«Любовь Германа, радикально показанная в двух частях оперы, тесно переплетается с мотивом трёх карт, звучащих лейтмотивом мыслей и действий героев»

Такой предстанет перед зрителями опера Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама» – наполненной переживаниями, страданиями, таинственностью и неоднозначностью образов. А точное воспроизведение партитуры, с соблюдением пометок композитора позволит не только насладится шедевром, но и открыть для себя нечто неизведанное в прекрасной музыке.

Автор: Мария Тарасова

Фотограф: Илья Долгих

[:]