Задумывались ли вы когда–нибудь о том, с каких людей художники срисовывают образы для своих картин? Вглядывались ли в их лица? Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке предоставляет своим посетителям возможность увидеть прототипов героев картин на оригинальных фотографиях второй половины XIX –  начала XX века. Выставка «Модель художника в объективе фотоаппарата» открылась 29 марта в рамках московской биеннале «Мода и стиль в фотографии». Она проходит десятый, юбилейный, раз.

На выставке можно сравнить реальный образ человека и образ, изображенный на полотне, прочитать биографии натурщиц и узнать, как пересекались судьбы художников и их моделей. Также вы погрузитесь в мир таких течений в искусстве, как символизм и модерн, диктовавших не только стиль в живописи, но и стиль жизни людей и моды рубежа веков.

Фрагмент картины «Лунная ночь» Ивана Крамского и два прототипа девушки в белом: Елена Третьякова (слева) и Анна Ивановна Попова-Менделеева (справа)

Женщина в белом, сидящая на скамье, – героиня картины Ивана Крамского «Лунная ночь». Это невыдуманный образ, его художник срисовывал с двух женщин. Первой натурщицей была Анна Попова, будущая жена Дмитрия Менделеева. Эта девушка была полурусская–полушведка с голубыми глазами, светлыми кудрявыми волосами и тонкими пальцами (она играла на пианино). 43-летний химик Менделеев влюбился в 19-летнюю девушку, приехавшую в Петербург поступать в академию художеств, – такой она была привлекательной. Но не успел Крамской  закончить картину, как ее перекупил Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Третьякова, меценат и предприниматель. Он хотел видеть на полотне свою жену Елену Андреевну. Для окончательного варианта картины позировала именно она. А теперь приглядитесь к девушке в белом. Чьи черты вы угадываете в ее лице? Приходите в зал Ивана Крамского (зал №20), чтобы увидеть знакомые лица Ивана Шишкина, Льва Толстого и Тараса Шевченко и сравните достоверность живописных портретов кисти Крамского и фотографий. И, возможно, тайная героиня картины «Неизвестная» для вас станет более известной.

Картина «В лодке» Константина Коровина и прототипы: художник Василий Поленов и Мария Якунчикова

Теперь посмотрим на работу Константина Коровина «В лодке». С этой картиной художнику помогали сестры Якунчиковы, дочери известных российских родов (Якунчиковых и Мамонтовых). Мария и Вера не только позировали Коровину, но и вместе с ним рисовали летом на даче художника Василия Поленова. Впоследствии они стали талантливыми художницами, чьи работы можно найти в Третьяковке. Для полотна «В лодке» позировала Мария Якунчикова (в замужестве Вебер), сам Коровин и его наставник – художник Поленов. Таким образом, одна картина создавалась силами троих людей и каждый успел попозировать для нее.

За другими историями приходите в Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок 10). Выставка работает до 28 мая 2017 года.

Автор текста: Елена Дмитриева
Автор фото: Антон Андриенко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.