Современная молодежь не понаслышке знает о страхе и тревоге во время выбора будущей профессии: с проблемами самоопределения сталкивается каждый выпускник школы. Недостаток жизненного опыта, ограниченность школьной программы и возможностей для развития кругозора не позволяют совершить адекватный возможностям выбор; страх ошибки в выборе вуза и последующего разочарования – это знакомо многим. Школьные предметы не дают представления о профессиях, не помогают понять, кем ты хочешь стать. В результате на входе в университет многие юноши и девушки оказываются погруженными не столько в увлекательную жизнь и развлечения, сколько в кризисы самореализации, поиски ответов на вопросы «Кто я?», «Чем я хочу заниматься?». Как учиться, реализовываться и искать себя в процессе кризиса?

Общепринятые классификации кризисов и возрастных категорий давно не актуальны для современного общества: у нас удлиняется детство – по улицам перемещаются бородатые и высокие вечные подростки; но кто-то проживает кризисы и взрослеет раньше остальных, а кто-то сталкивается с ними значительно позже. Перекладывание ответственности за выбор профессии на родителей откладывает кризис, но не избавляет от необходимости его пережить, тем самым задерживая развитие на неопределенное время. Особенности возрастов перемешиваются в современном обществе, однако их сильные стороны можно и нужно использовать. Рассмотрим их детальнее. На каком этапе вы найдете себя?

Для подростков характерно:

«Я – взрослый»: впервые ощущать себя «взрослыми» и усваивать нормы взрослых, однако ориентир направлен не на родителей и взрослых знакомых, а на авторитетных сверстников. При этом, усвоение норм взрослых может происходить по нескольким путям:

  • Внешние признаки – манера поведения и выполнение действий, доступных взрослым (курение, алкоголь, лексика, форма одежды);
  • Интеллектуальные признаки – стремление к получению новых знаний и навыков (к самообразованию); стремление к социальной зрелости – сотрудничеству со взрослыми или овладению взрослыми умениями и амбициями (которые, например, могут проявляться в работе и зарабатывании денег);
  • «Взрослые» качества – верность, смелость, выносливость.

Т.е. здесь особенностью является не столько быть взрослым, сколько им казаться.

  • От радости до слез: эмоциональный фон часто неустойчивый, сильно зависящий от ситуации и внешних оценок, восприятия себя в контексте данного события; ярко проявляется необходимость в самоутверждении. За счет этого внимание, направленное на занятия, может быть рассеянным.
  • «Какой я?»: отчетливо наблюдается склонность к личностной рефлексии и критическому самоанализу – это предпосылки становления образа себя.
  • «Хочу близости»: также, важную роль занимает проявляющееся в процессе полового созревания сексуальное влечение и наличие сексуального опыта.

«Сильной стороной мышления подростка является гибкость и способность решать абстрактные задачи: рассуждения о гипотетической ситуации, выход за рамки предложенных условий, использование для мыслительных процессов различных символов; еще одной сильной стороной является способность запоминать большое количество информации при помощи тщательной организации и обработки»

В юношестве выделяются другие особенности:

  • «Я строю свою систему мира»: их основной жизненной задачей является формирование собственных жизненных ценностей, смысла жизни, мировоззрения и построения моделей и концепций, обобщающих представления о действительности. На этом этапе происходит формирование идентичности – личностного и профессионального самоопределения.
  • Объективность по отношению к себе: самооценка и эмоциональный фон стабилизируются, появляется желание пробовать себя в разной деятельности, искать себя, благодаря чему в большей степени развивается способность концентрации на задачах.
  • «Смотрю на себя через тебя»: отношения и влюбленность – средство для осознания собственной идентичности, способ понять себя, посмотреть на себя глазами другого.
  • «Я полон планов и идей»: в большей степени развиваются способности к планированию и принятию решений, а также проявляются креативность, критичность и ответственность.

Юношество отличает характерно быстрое развитие специальных способностей, которые часто связаны с профессиональной деятельностью – быстрая выработка специальных навыков может сделать любую задачу легко выполнимой.

Для современной молодежи не характерны те четкие рамки развития, которые были предложены исследователями прошлого века; им свойственна скорее неравномерность развития, связанная с ситуативным развитием различных функций. Учитывая особенности развития, характерные для молодого человека, можно выделить некоторые универсальные советы, которое позволят усваивать новую информацию успешнее:

  • Познать себя. Никто кроме вас самих не сможет понять, что вам действительно нравится делать, а чем вы занимаетесь за компанию с друзьями или под давлением родителей и общества (вдруг родители все это время настаивали, чтобы вы учили физику, а вы на самом деле утонченная натура, которая хочет писать стихи?). Только проанализировав себя можно понять, что на самом деле вам подходит, какой метод обучения вам удобен и чем вам интересно заниматься.
  • Не зацикливаться на «зубрежке». Наверняка каждый из нас сталкивался с тем, что после успешно сданного экзамена знания покидали голову со скоростью космической ракеты. Не закрепленные в деятельности или ассоциациями с другими знаниями, факты склонны забываться, поэтому необходимо чередовать учебу и закрепление информации. Также, важно помнить, что учеба – это только малая часть жизни, и развиваться можно в самых разных областях.
  • Сформировать образ будущей профессии или занятия. Благодаря сформированному образу профессии и/или примера профессионала в данной области, можно создавать собственные ориентиры: в каком направлении двигаться, какие качества в себе развивать, какие навыки осваивать. Это помогает иначе посмотреть на новую информацию и сформировать профессиональное самосознание.
  • Поставить задачи и структурировать материал – это помогает лучше концентрироваться на информации, перерабатывать и запоминать ее, а достижение цели через постановку и последовательное выполнение делает любую задачу выполнимой.
  • Отработать навыки и умения в виде «игры в практическую деятельность». Эта игра подразумевает перевоплощение в специалиста, решающего профессиональные проблемы. Подобная деятельность позволяет изучить профессию, поэкспериментировать в реализации некоторых задач, углубиться в теоретические материалы и отработать их за счет решения профессиональных задач. Игра происходит следующим образом: необходимо представить себя в роли специалиста в вашей области (например, представьте, что вы юрист или ученый, или еще кто-нибудь), а затем попытаться решить некоторый кейс, с которым вы могли бы столкнуться во время своей практики. Какими методами вы бы пользовались, к кому обращались бы за советами? Как бы вы поступили при том или ином раскладе?..

Надеемся, что теперь новый мир и возможные трудности в учебе не кажутся такими непреодолимыми. Главное помнить, что не стоит опускать руки из-за неудач, без которых не обойтись, когда учишься чему-то новому. Не бойтесь нового, пробуйте реализовываться в разных областях и открывайте себя с совершенно другой стороны!

Автор: Анастасия Стрюк

Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология //Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2015. – Т. 7. – №. 2.

Захарова И. «Почему учить подростков сложнее, чем детей»// http://mel.fm/2016/03/17/teens.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.