6 апреля в Московском музее современного искусства открылась выставка избранных произведений из коллекции Владимира Овчаренко «Борщ и Шампанское». В этом году галерее «Риджина» – «арт-ребёнку» Владимира Овчаренко – исполняется 25 лет, и вот уже более четверти века Владимир коллекционирует работы современных отечественных и зарубежных художников.

Владимир и Регина Овчаренко

Название «Борщ и шампанское» и идея «столкнуть лбами» российское и иностранное искусство принадлежат художнику Сергею Браткову и галеристу Михаилу Овчаренко, сыну Владимира. Это пик актуальности не только кураторского решения, но и сложившейся в мире ситуации.

На выставке встретились несколько миров – начиная от москвичей и приезжих (на входе в экспозицию белыми буквами по черному полотну красуется фраза «Я не знаю – я из Москвы»), русских и иностранных художников, чьи работы смотрят друг на друга с противоположных стен, и заканчивая столкновением стилей: советского концептуализма, ар брют и британских YBA.

Директор МАММ Ольга Свиблова

Бумага, ткань, дерево, бронза – всё вмещает в себя этот микс «Борща и Шампанского». К слову, гостей на открытии угощали шампанским под мелодии крутящихся пластинок, а до борща дело так и не дошло.

Звуки музыки были нарочито спокойны, сдержанны и мелодичны, чего не скажешь о выставке, которая оказалось яркой, провокационной, сразу заставившей задуматься. В экспозицию вошли работы таких именитых художников, как Леон Голуб, Константин Звездочётов, Илья Кабаков, Джонатан Мезе, Павел Пепперштейн, Джек Пирсон, Ричард Принс, Иван Чуйков, Дана Шутц, Трейси Эмин. Российское искусство нисколько не блекнет на фоне зарубежного.

Чего только стоит полотно Виноградова и Дубосарского «Снег», герой которого стремится обнять весь мир, и уверенно смотрит в светлое будущее. А перед ней нахально красуются статуи сосисок из серии «Абстрактные фигуры» Эрвина Врума. В другом зале красуется легендарная мозаика 1991 года «Артисты Метростроевцам» Константина Звездочётова. Это памятник минувшей эпохи. Совершенно противоположны ей серия фотографий Владислава Мамышева-Монро в русских одеждах и кокошниках и сдержанный, но глубокий Семён Файбисович со своей картиной «Россиянин» из цикла «На вокзале», 1987 год.

Эрвин Врум, серия «Абстрактные фигуры»

Виноградов, Дубосарский «Снег»

Отдельная провокационная история – серия Бориса Михайлова и Сергея Браткова «Если бы я был немцем», которая перекликается с альбомом Павла Пепперштейна «Рисунки Сталина».

Везде надписи и призывы. «People like you need to fuck people like me» или «Разрушение молодит». Наверное, сейчас такой этап, всем требуется омоложение. И как бы нам ни хотелось попрощаться с прошлым, оно всё время будет напоминать о себе. Злободневные темы тех дней как никогда актуальны сейчас. А Владимир Овчаренко тонко и остро чувствует и прекрасное, и современность.

Автор: Оленина Ксения

Фото: Софья Мартихина