Что это?

В России с мая 1995 года, когда была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», идёт пенсионная реформа, один из этапов которой закончился в 2014 году. Но разобраться в смысле принятых мер непросто – информация о факторах, влияющих на размер будущей пенсии, находится в четырёх федеральных законах: Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральном законе от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Формула расчёта пенсии содержит в себе подуровни с более мелкими формулами. Их, правда, можно не искать отдельно: калькулятор пенсии есть на сайте Пенсионного фонда по адресу http://www.pfrf.ru/eservices/calc/.

Страховая пенсия

Эту часть пенсии получают все пенсионеры. Её размер, однако, будет варьироваться в зависимости от заработной платы получателя пенсии. Обязательными условиями, согласно статье 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», для её начисления являются:

  • достижение пенсионного возраста – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
    Примечание: согласно Приложению 2 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» пенсия гражданина, продолжившего работу несмотря на достижение пенсионного возраста, с каждым годом будет увеличиваться согласно алгоритму, указанному в таблице.
  • 15лет трудового стажа. В него включаются периоды: ухода за ребенком (не более 1,5 лет на каждого), военной службы, получение пособия по безработице и другие[1].
  • Минимум 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов)[2]. Они рассчитываются так:

Накопительная часть пенсии

Эту часть получат все, кто уже имеют счета в негосударственных пенсионных фондах, а также те, кто до 31 декабря 2015 года подали соответствующее заявление в Пенсионный фонд России. Лица, не подавшие заявление, будут автоматически переведены на 16-процентную страховую пенсию.

Близкая далёкая пенсия: актуальность вопроса для молодёжи

Многим может показаться в связи с вышесказанным, что задумываться о пенсии сейчас, когда некоторые ещё не вступили в трудовые отношения, преждевременно. Тем более что крайний срок для подачи заявления на получение накопительной пенсии в Пенсионный фонд уже прошёл, и выбирать уже, собственно, не из чего.

Однако существует специальный алгоритм для подобных молодых работников: как только они получат свою первую вакансию (после 1 января 2016 года), они вступят в особый 5-летний переходный период, в течение которого они могут выбирать наиболее удобный вариант распределения пенсии: с накоплением (6% накопительной пенсии, 10% страховой) или без него (16% страховой пенсии).

Глубокая заморозка

5 августа 2014 года Правительством РФ было принято решение[3] снять со счетов НПФ и перевести в бюджет в общей сложности около 500 млрд. рублей, воплотившееся в законопроект от 30 сентября 2014 года. Это действие называется «изъятием» или «мораторием на передачу в негосударственные пенсионные фонды» пенсионных накоплений. Следовательно, негосударственные пенсионные фонды лишатся большей части их активов. Так, из 1,1 трлн. Руб. имеющихся у них накоплений 244 млрд. изъяли в 2013 году, и вот скоро снимут ещё 500 млрд., оставляя фондам всего 356 млрд, что составляет более трети изначальных активов[4].

Вероятно, одной из причин подобного решения стал дефицит бюджета в Пенсионном фонде, уже покрытый в 2013 году средствами из негосударственных пенсионных фондов – то есть средствами граждан[5], что позволило сэкономить в 2014 году 244 млрд. руб, в 2015 году экономия может составить до 350 млрд[6]. Он поделился информацией и о том, куда будут направлены эти средства: на поддержку попавших под санкции основных компаний нефтегазового и финансового секторов, на общие нужды госбюджета, на инвестиции в Крым[7].

Впрочем, как утверждается, сбережения граждан будут сконвертированы в баллы и включены в страховую часть пенсии, а значит, вроде бы причин для беспокойства нет. Однако это не успокаивает экспертов[8], да и «социальный блок» правительства во главе с Ольгой Голодец недоволен реформой и предлагает трансформировать накопительную систему в добровольную. Подобная система уже существует в досрочном пенсионном обеспечении и имеет следующий вид:

Государство будет участвовать в механизме налоговыми льготами. Ольга Голодец уже неоднократно выступала с таким предложением, и получила разрешение на его разработку после того, как было принято решение по пенсиям на 2015 год[9].

Зампред правления Пенсионного фонда России Николай Козлов[10] утверждал, что пенсионный накопительный компонент в ближайшие пять лет не будет финансироваться государством. Цитата: «Государство второй год подряд отказывается это делать [финансировать накопительную пенсию], как я понимаю по нашим разговорам, в Минфине и других экономических ведомствах говорят о том, что в обозримом будущем, в течение пяти лет, государство вернётся к практике, когда из бюджета будет формироваться накопительный компонент, рассчитывать не приходится», — сказал он[11]. Позднее, однако, пресс-служба ПФР разослала пояснение, из которого следовало, что Козлов имел в виду «не мораторий на перечисление пенсионных накоплений, а оптимальный срок смены страховщика — НПФ». Но это, в общем-то, было известно и без дополнительного заявления.

Последствия 

К сожалению, эта реформа, будучи непоследовательной, не может не оказать отрицательного влияния на общую экономическую ситуацию в стране.

Во-первых, сам по себе инвестиционный климат сильно просел с учётом геополитической напряжённости и санкций: средняя оценка упала почти в два раза, с 5,6 балла до 2,5 балла[12]. Если бы не мораторий, наиболее полезные для страны инвесторы (не слишком мобильные, чувствительные к риску, нацеленные на долгосрочное сотрудничество), как утверждает советник президента НПФ Сбербанка Тамара Задорожная, не покинули бы российские рынки[13], тем самым ослабив негативное влияние на экономику различных факторов, таких как ситуация на Украине и последовавшие за ней санкции, девальвацию рубля и снижение темпов экономического роста.

Во-вторых, доверие граждан государству и его институтам ослабеет. По мнению Е. Добровольского, реформа – «это очередное разочарование для граждан в государственном подходе к такому социально важному аспекту как пенсия. Уровень доверия здесь и так низкий. А при таких регулярных сменах правил игры ни о каком доверии… и речи быть не может»[14]. И. Голубев, в свою очередь, предсказывает падение доверия не только к пенсионной системе, но и к государству вообще[15].

В-третьих, «экономический блок» правительства не устаёт повторять: подобные меры замедлят вдвое и без того низкие темпы экономического роста, то есть, если прогноз Минэкономразвития по росту экономики в 2015 году составляет 2%, то в результате изъятия средств из НПФ, рост может сократиться до 1%[16]. С учетом неблагоприятной экономической конъюнктуры Минэкономразвития создал новый прогноз, предсказывающий снижение темпов роста ВВП на 3%[17].

В-четвертых, отмена накопительной части может привести к удорожанию кредитных ресурсов в среднем на 2-3 % для экономики и к исчезновению инвестиционного ресурса на 1,5-2 года[18].

Особое мнение

Марина Олеговна Буянова, профессор, доктор юридических наук, специализация «Трудовое право»

Марина Олеговна, как Вы оцениваете пенсионную реформу? Удачная она или нет?

Сложно сказать. Реформа идет с 2001 года. Изменения в пенсионное законодательство вносятся слишком часто, так что не успеваешь как следует разобраться в старой формуле — уже пора изучать новую. И каждое изменение называется «значительным улучшением». Что же, получается, все предыдущие изменения были неудачными?

Ясно одно: реформа непопулярна. Иначе, зачем было принимать законы о новом порядке исчисления пенсии в 2014 году и отложить их вступление в силу на 2015 год, когда можно было их принять позднее, ближе к 2015 году? Только затем, чтобы быть уверенным, что реформа продолжится, ведь в конце 2014 года эти законы могли и не принять.

Это и неудивительно, ведь реформа значительно ужесточает требования к получателям пенсии.

Во-первых, увеличен стаж. Пока постепенно с пяти до пятнадцати лет, а в дальнейшем и до тридцати, дело к тому идет. Сразу так резко увеличивать его не стали, потому что подобного долгого стажа не было ни в законе от 1991 года, когда он составлял 20-25 лет, ни в СССР; и, по Конституции, Россия – социальное государство, всё-таки ухудшать положение людей по сравнению с тем, что было раньше, не следует.

И хотя некоторые периоды нетрудовой деятельности тоже засчитываются в стаж (например, уход за ребенком, служба в армии и пр.), у большинства из них коэффициент меньше коэффициента трудового года, то есть меньше единицы.

Во-вторых, увеличение стажа в какой-то мере – завуалированное повышение пенсионного возраста. О прямом повышении пенсионного возраста шла речь, но В. Путин на это не согласился, вот и вывернулись со стажем. А он — важная часть пенсионного коэффициента, который должен быть не меньше 30 для получения пенсии. Его быстро не получишь…

А как же отсрочка выхода на пенсию?

Она поможет накопить пенсионный коэффициент, но не деньги. Так, один мой знакомый решил отложить выход на пенсию на три года, и по итогам его месячная пенсия увеличилась на 500 рублей или около того — в общем, совсем ненамного.

Что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает работать взять пенсию с накопительной частью или просто страховую?

Что касается накопительной части пенсии, я не верю, что из неё выйдет что-то толковое. Она введена ещё в 2002 году и с тех пор непонятно, что с ней будет. После первой реформы кто-то посчитал свою будущую пенсию, исходя из обеспеченности средствами Пенсионного фонда, и очень обрадовался — а потом оказалось, что большую часть накоплений из фонда изъяли на государственные нужды.

А сейчас их к тому же замораживают –  уже второй раз.

Вот именно. Я вообще считаю, что не стоит связываться с негосударственными пенсионными фондами. Их сейчас проверяют, перепроверяют, потом могут постепенно искусственно разорить. А оставшиеся после уплаты по долгам деньги распределят между вкладчиками — раздадут всем сестрам по серьгам, но без индексации.

Как думаете, это связано с махинациями чиновников или самих фондов?

Дело не в этом. В Пенсионном фонде вращаются огромные деньги, и государству они

никогда не помешают.

Пенсионный фонд воспринимается как часть бюджета?

Именно. Сейчас с ПФР так и происходит: полученные им выплаты остаются в нем лишь в том количестве, которое необходимо для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, а остальные конвертируются в баллы. Где сами деньги — неизвестно. Пока, с накопительной частью пенсии, часть денег уходит из «придатка бюджета», и чтобы их туда вернуть, и проводится дискредитирующая НПФ политика.

В центре — М.О. Буянова

И последний вопрос. Как Вы считаете, какая из формул расчёта пенсии старая или новая лучше, выгоднее?

Новая формула крайне сложна.

Но и старая довольно громоздка.

Верно. Но посмотрите на новую: внешне она кажется совсем простой, а начнешь расчитывать, каждая частица её раскладывается на подформулы, а в каждой подформуле ещё подформулы…

Раскладывается, как матрёшка.

Вот-вот. Мне кажется, что эта формула специально сделана такой сложной, чтобы никто не мог сам рассчитать свою пенсию и посмотреть, сколько он будет получать. По всей видимости, даже в Пенсионном фонде и в управляющей компании её не понимают: я однажды видела, как работники Пенсионного фонда получают данные от клиента, подставляют их в программу и только потом выдают результат.

Но всё же, какая формула более выгодна? Я к тому, что имеет ли смысл выходить на работу именно в этом году или лучше в следующем?

Конечно же, лучше выходить на работу в этом году. В меньшей степени для того, чтобы накапливать баллы в страховой части пенсии, и в большей степени для стажа. Если Вы начнете работать в этом году, в Вашу пенсию войдет небольшая часть, отчисленная в 2014 году и рассчитанная по старой формуле, и в дальнейшем пенсия будет начисляться по новой формуле. Никто на старой формуле не останется, независимо от того, когда он начал работу.

Как ни печально, пенсионная реформа не отличается последовательностью и проработанностью, и имеет тенденцию к бесконечному затягиванию. В результате мы можем дать совет осторожно относиться к инициативам правительства и, критически их оценив, принять собственное решение. Например, можно, отказавшись от накопительной части пенсии, самостоятельно и систематически вкладывать те же 6% заработной платы (или другую сумму, которая покажется читателю наиболее адекватной задаче пенсионного обеспечения) в надежный банк, как и принято делать в западных странах. 

 

Автор: Анастасия Титова

Инфографика: Анна Акопова

Фото М.О. Буяновой: Анастасия Белякова

Источник фото: http://unikassa.ru/pensionnaya-reforma-v-2015-godu.html

[1] Примечание: согласно Приложению 3 к Федеральному закону о страховых пенсиях, с 2015 по 2025 год минимальный стаж работы, необходимый для получения страховой пенсии, будет ежегодно увеличиваться на 1 год, так что в 2015 году он будет равен 6 годам, в 2016 – 7 годам, а в 2024 и 2025 – 15 годам.

[2] Примечание: для тех, кто выходит на пенсию до 2025 года, минимальное число таких коэффициентов снижено.

[3] См. заявление министра труда и социальной защиты РФ М.Топилина: http://www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/251

[4] [5] Биянова Н. ПФР разъяснил высказывание зампреда о том, что накопления граждан могут изъять на пять лет // Ведомости.  2.10.2014.

[6] Биянова Н.. Непередаваемый триллион // Ведомости.  15.08.2014.

[7] [Без подписи]. Минфин отказался вернуть пенсионные накопления россиянам // Лента.ру. 25.06.2014.

[8] См., : Милюкова Я., Нетреба П., Метелица Е., при участии Забавиной Ю. и Ефременко Я. Шоковая заморозка: как приняли решение об изъятии пенсионных накоплений // РБК.18.08.2014; [Без подписи]. Эксперты: пенсионные накопления нельзя изъять из экономики // ИТАР-ТАСС. 5.08.2014. №???; [Без подписи]. Минфин: заморозка пенсионных накоплений замедлит рост ВВП в 2015 году // РИА Новости. 04.08.2014.

[9]  Милюкова Я., Нетреба П., Метелица Е., при участии Забавиной Ю. и Ефременко Я. Шоковая заморозка: как приняли решение об изъятии пенсионных накоплений // РБК. 18.08.2014.

[10] Биянова Н. ПФР разъяснил высказывание зампреда о том, что накопления граждан могут изъять на пять лет // Ведомости. 2.10.2014.

[11] [Без подписи]. Эксперты: пенсионные накопления нельзя изъять из экономики // ИТАР-ТАСС. 5.08.2014.

[12][13],[14]  Плец Т. Опрос инвесторов: Россия в 2015 году // Detailcomms. URL: http://detailcomms.com/ru/inostrannye-investory-vosprijatie-rossii-ekonomika-fondovyj-rynok-v-2015/

[15] Онуфриева З. Финансовые аналитики — о том, к чему приведет заморозка накопительной части пенсии на 2015 год // The Village. 5.08.2014.

[16]  [Без подписи]. Эксперты: пенсионные накопления нельзя изъять из экономики // ИТАР-ТАСС. 5.08.2014.

[17]Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/prognoz/20150216

[18][Без подписи]. Минфин: заморозка пенсионных накоплений замедлит рост ВВП в 2015 году // РИА Новости. 04.08.2014.