Шестая полнометражная работа любимого канадца Франции Ксавье Долана продолжает уже ставшую для него традиционной тему непростых семейных отношений. Однако если предыдущие фильмы («Я убил свою маму» и «Мамочка») были посвящены отношениям матери и сына, то новый фильм – о семье в целом.

Не в первый раз Долан работает и с пьесами – в 2013 это был «Том на ферме», сейчас – драма с неутешительным названием «Это всего лишь конец света». Одноименная полуавтобиографическая пьеса, по мотивам которой снят фильм, была написана в 1990 году Жаном-Люком Лагарсом. Драматург нашёл своего зрителя, получил признание, но, к сожалению, скончался от СПИДа через 5 лет после публикации пьесы.

Итак, неизбежно – сюжет. Главный герой, писатель Луи (Гаспар Ульель), возвращается в родной дом к матери (Натали Бэй), брату (Венсан Кассель) и сестре (Леа Сейду), которых он не видел 12 лет, для того чтобы сообщить им о своей скорой смерти. Его также встречает жена брата (Марион Котийяр), с которой он даже не знаком. Может ли из этой затеи выйти что-то хорошее или семейный обед обречён на провал?

Неминуемы также и поклоны актерскому составу. Впервые у Долана известный на весь мир французский каст. Значит ли это уход Ксавье в массовый кинематограф – увидим позже, но уже сейчас следует ожидать увеличения числа его поклонников. Не влюбиться в этот конец света – весьма сложная задача, и большую часть благодарностей можно смело отправлять тем, кого полтора часа предстоит видеть на экране.

Сам Долан говорил в Каннах, что это его «первый фильм не мальчика, а мужчины», и это заметно. Вместо подростковых скандалов Юбера («Я убил свою маму») и агрессии импульсивного Стива («Мамочка») мы видим раскол в самой обычной семье. Мы видим, как любящие друг друга люди порой не умеют слушать, не способны понимать и принимать своих родных. И, как ни странно, мы также видим, что единственный человек,  чувствующий неладное – это человек совсем не родной.

 Ксавье, похоже, понял эффективность использования поп-музыки в качестве саундтрека. Если в «Мамочке» финальный аккорд принадлежал Лане Дель Рей, то «Это всего лишь конец света» пестрит различными мелодиями, которые знают все: от группы OZone до Blink-182. При этом оригинальный саундтрек написал Габриель Яред, получивший в 1997 году Оскар за свою работу в фильме «Английский пациент». Его музыка в фильме Долана, возможно, самая лиричная среди всех звучавших когда-либо мелодий в работах режиссёра.

Судя по всему, Ксавье и дальше будет идти по проторенной дорожке – композитором его следующего фильма «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» снова станет Габриель Яред. Кроме того, режиссёр и дальше продолжает удивлять и экспериментировать. Фильм станет первой англоязычной работой Долана, а каст соберет знаменитых британских и американских актёров и актрис: от Джессики Честейн и Натали Портман до Кита Харрингтона и Майкла Гэмбона.

Вернёмся к концу света. Здесь не обходится и без привычных приемов Долана, в особенности флэшбеков. И в «Я убил свою маму», и в «Мамочке» особое место для героев занимает детство. Для Луи детство – это самые тёплые воспоминания, атмосфера которых не может идти ни в какое сравнение с напряжением и натянутостью в отношениях его семьи сейчас, когда ему 34 года.

Несмотря на то, что это кино не о самых лёгких и приятных отношениях одной семьи, наблюдать за всеми эмоциями, драками, криками и недопониманием между её членами не так тяжело, как это было в первых фильмах Ксавье Долана. Возможно, дело в цветовой палитре, крупных планах, красивой музыке. А может быть, в глубине души мы уже смирились с тем, что семейные катастрофы – это просто конец света и ничего больше.

Фильм «Это всего лишь конец света» выходит в прокат 20 октября.

Автор: Дарья Воробьева

Источник фото: Shayne Laverdière, Sons of Manual