31 декабря 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал федеральный закон, в рамках которого создаётся правовая основа для использования дронов в воздушном пространстве России, что подтверждает тот факт, что идёт процесс совершенствования системы безопасности полётов воздушных судов[1]. При появлении информации о рассмотрении этого ФЗ Государственной Думой РФ организации, занимающиеся продажей дронов, а также владельцы квадрокоптеров выступили против данной инициативы, способной замедлить развитие бизнеса в этой сфере и привести к многочисленным спорам и неясностям на практике.

«В настоящий момент в России в отношении дронов не существует каких-либо правил их использования»

В настоящий момент в России в отношении дронов не существует каких-либо правил их использования, которые были бы опубликованы государственными органами, как рекомендуемые памятки по эксплуатации. Такое неурегулирование уже привело к достаточному количеству судебных разбирательств[2], обсуждениям в средствах массовой информации и среди представителей власти. 22 марта 2016 года, в день вступления этого закона в действие, дроны выйдут из категории игрушек и окончательно закрепят за собой статус беспилотных летальных аппаратов (далее – БПЛА). Ответить однозначно о необходимости регистрации БПЛА не представляется возможным, но можно проанализировать историю развития этой отрасли, зарубежный опыт, привести прогнозы реализации этого закона на практике и путей совершенствования российского законодательства в этой области, отдав читателю возможность оценить и выбрать ту или иную позицию.

Историческая справка

Первые беспилотные аппараты были разработаны в 40-х годах XX века[3], можно сказать, накануне второй мировой войны. Тогда перед инженерами военной авиации стояла задача создания миниатюрного летательного аппарата многократного использования, с помощью которого можно было бы собирать какие-нибудь разведывательные данные. Естественно, в первое время их использования с них ничего нельзя было получить в современном понимании информационного устройства: они служили своеобразной мишенью. Страна, которая их использовала, могла как тестировать свою военную технику, так и запускать на территорию противника с целью определения его приблизительного месторасположения.

Источник: dronelife.com

Следующий скачок в развитии этой индустрии уже приходится на современный период, примерно на начало 90-х годов, и также связан с военными целями. Некоторые продвинутые страны (в частности, США) продолжили совершенствовать такие летательные аппараты, тратя на них огромные средства из бюджета, но в данном случае расходы оправданы, ведь преимущество их в том, что при аварийной ситуации, самоуничтожении или ликвидации противником взрывается только аппарат без пилота на борту. Потеря же военного самолёта обычных размеров с пилотами на борту, приносит колоссальный ущерб для страны (не только денежного характера, так как в случае захвата лётчика могут быть раскрыты военные тайны государства, что подорвёт безопасность).

«Говоря о дронах в гражданском понимании, не надо представлять многокилограммовые летательные аппараты размером с автомобиль, потому что всё намного проще – это словно игрушечные вертолёты небольших габаритов, которыми можно управлять с помощью смартфона или пульта»

В начале XXI века происходит ответвление в сторону гражданского использования: создаются миниатюрные модельки для детей, какие-то используются для охраны в частном секторе, другие заняты для освещения в СМИ происшествий, крупные компании планируют осуществлять повсеместную доставку купленных вещей беспилотниками, появляется новый вид спорта – дрон-рейсинг – и много всего другого. Говоря о дронах в гражданском понимании, не надо представлять многокилограммовые летательные аппараты размером с автомобиль, потому что всё намного проще – это словно игрушечные вертолёты небольших габаритов, которыми можно управлять с помощью смартфона или пульта.

Зарубежный опыт

Процесс становления законодательного регулирования беспилотников в разных странах не особо отличается друг от друга. США были одной из первых стран, которая оказалась в этом первопроходцем. После – пошла рецепция с некоторыми национальными изменениями[4]. Большинство государств начали смотреть на БПЛА уже не как на игрушки, а как на средства производства, в результате чего крупные компании принялись продвигать их в массы. Они стали доступными, недорогими для потребителя, но в результате небрежного использования владельцам вменялись административные правонарушения – появлялись разные прецеденты, которые вылились в последующее их закрепление сначала на локальном, потом на местном, далее на региональном и на федеральном уровнях.

Источник: drones.nua.io

 

США. Начиная с 2010-го года, разные государственные органы США стали выпускать методические рекомендации по использованию БПЛА для своих сотрудников, а позже – с развитием коммерческого использования дронов – назрела потребность в их регистрации. И с 21 декабря 2015 года открылась возможность для физических лиц бесплатно (спустя 30 дней регистрация уже стоила 5 долларов) регистрировать свои дроны[5]. На сайте Федерального Управления Гражданской Авиации США это можно сделать не более чем за 10 минут: достаточно указать свои ФИО, электронную почту, название модели дрона, его вес, наличие или отсутствие камеры, а также надо прикрепить пару примерных фотографий беспилотника.

«Так США стали первой страной в мире, открывшей регистрацию для дронов, и на момент написания данной статьи их уже зарегистрировано в базе свыше 350 тысяч»

Далее от владельца требуется нанести полученный персональный номер на свой аппарат и выучить правила пользования дроном в своём штате. В данном случае можно увидеть, что система регистрации действительно простая, быстрая, познавательная (можно узнать не только правила использования дронов, но также прочитать новости по этой теме, ознакомиться с историей и прочее) «чистая» (не обременённая бюрократическим аппаратом). Важно отметить, что с 19 февраля 2016 года начали штрафовать тех, чьи беспилотники ещё не зарегистрированы, причём штрафы исчисляются десятками тысяч долларов. Компании же смогут начать регистрировать свои дронов только в конце этой весны. Так, США стали первой страной в мире, открывшей регистрацию для дронов, и на момент написания данной статьи их уже зарегистрировано в базе свыше 350 тысяч[6].

Источник: faa.gov

 

Австралия. В этой стране идёт подразделение гражданских дронов на две категории: обычные и коммерческие. Первых весом до двух килограммов не надо нигде регистрировать, однако нужно придерживаться правил, установленных Управлением гражданской авиации Австралии (далее – УГАА). В них, например, говорится, что нельзя управлять дроном ночью, в пасмурную погоду, запускать их в общественных местах, где большое скопление людей, держать их надо в поле зрения и другое[7]. На сайте УГАА можно ознакомиться с картой, на которой отмечены зоны для свободных полётов беспилотников.

«В случае, если дрон отправится без заранее согласованного плана полётов, то со стороны организации будет отозван сертификат, который используется по аналогии с лицензией на такси»

В случае если БПЛА коммерческого характера, то надо получить сертификат оператора, и даже в этом случае оператор (физическое лицо или компания) будет обязан систематически отправлять траектории полётов, прежде чем отправиться в пункт назначения. В случае, если дрон отправится без заранее согласованного плана полётов, то со стороны организации будет отозван сертификат, который используется по аналогии с лицензией на такси. Следовательно, компания не сможет осуществлять воздушным путём перевозки и ей придётся повторно подавать заявку на получение сертификата, где уже УГАА может выдать его, а может и отказать. Касательно санкций дело обстоит так же, как и в США – штрафы большие и аналогично предусмотрено лишение свободы[8].

Источник: https://www.rpastraining.com.au

Сингапур. Здесь, как и в Китае, установлен порог веса дрона в 7 килограммов[9], то есть на всё, что приходится тяжелее отмеченной нормы, потребуется сертификат на перелёты для компаний. Помимо этого необходимо отправлять в Федеральный центр гражданской авиации траектории полётов, а также перед запуском уведомлять диспетчерские авиаслужбы[10].

На фоне национальных закреплений крупнейшие мировые организации выступают с инициативой международного закрепления единых правил в сфере регулирования полётов беспилотниками[11]. Это означает, что, возможно, в скором времени государства будут заключать соглашения и определять свои маршруты по движению беспилотников.

Российская действительность

«Для сравнения, в прошлом году Министерство внутренних дел Российской Федерации выпустило брошюру по правилам безопасного селфи»

Если провести мониторинг по субъектам Российской Федерации или по подзаконным актам Правительства РФ, то можно увидеть отсутствие единых или местных правил, рекомендаций по пользованию беспилотниками (разве что такие базовые правила можно найти в инструкции по применению в коробке с дроном при покупке в магазине). Для сравнения, в прошлом году Министерство внутренних дел Российской Федерации выпустило брошюру по правилам безопасного селфи[12]. До середины 2015 года основным регулятором правильного для государственных органов использования дронов были суды, которые решали каждый индивидуальный случай, приписывая всё к одной статье – нарушению правил воздушного пространства.

Опираясь на практику по созданию базы дроновладельцев в США, российские законодатели параллельно скопировали эту же концепцию, что подтверждается возможностью регистрации, весовой отметкой в 0,25 кг. Однако если в США в день вступления закона в силу открылась бесплатная и простая онлайн-регистрация, то 22 марта, скорее всего, аналогичных услуг ожидать не стоит. Непонятно, как будет проходить регистрация (путём онлайн заполнения или при личном обращении в госорган), ничего неизвестно о коммерческом использовании дронов, о порядке привлечения к ответственности.

Также сейчас неясно, в каких зонах можно использовать дрона, а в каких – категорически нельзя. В СМИ часто указывают на регулирование дронов Постановлением Правительства «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ»[13], в соответствии с которым определены нормативы, правила, но в своих решениях суды не относят дронов к данному в Постановлении определению.

В недалёком будущем, скорее всего, всё это привёдёт к снижению спроса на дроны в России, как из-за неясности в правовом регулировании, так и вследствие возможного наделения обязанностью хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности по реализации беспилотников проходить процесс сертификации продукции[14]. Это вызовет рост цен и сосредоточение дронов лишь в руках коммерческих компаний, конечно же, если это будет к тому времени урегулировано.

Несомненно, с развитием современных технологий вырастает вероятность использования БПЛА в террористических целях, поэтому регулирование дронов отдали в руки Федеральной службы безопасности[15] (в пояснительной записке к закону отмечено, что он направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности). Стоит отметить также разницу с логикой регистрации в США: в Америке происходит регистрация человека и привязка к нему летательных аппаратов, то в России наоборот – идёт привязка человека к беспилотнику.

Источник: http://www.slate.com.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что новые направления в сфере информационных технологий действительно нуждаются в законодательном регулировании, но здесь важно не совершить ошибку, при которой развитие этого направления может представиться невозможным в тех условиях, которые будут созданы нашим законодателем.

 

Автор: Василий Кучмистый

Источник: https://www.airshare.co.nz

[1] Законопроект № 752189-6 // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=752189-6&02.

[2] На владельца дрона завели дело за полёт над мостом. 27 июля 2015 года // http://www.macdigger.ru/iphone-ipod/na-vladelca-drona-v-novosibirske-zaveli-delo-za-polet-nad-mostom-video.html.

[3] История развития беспилотных летательных аппаратов.// http://www.sciencedebate2008.com/development-of-unmanned-aerial-vehicles/.

[4] Drones for Dummies. Jule 2015 //

http://www.dummies.com/store/product/Drones-For-Dummies.productCd-1119049784.html.

[5] Drone registration rules are announced by F.A.A. 14 of December, 2015 // http://www.nytimes.com/2015/12/15/technology/drone-registration-rules-are-announced-by-faa.html?_r=0.

[6] Дроны оказались под колпаком закона. 23 декабря 2015 //

http://nation-news.ru/175274-drony-okazalis-pod-kolpakom-zakona.

[7] Drone laws in Australia: are you flying your UAV/RPA legally? //

https://www.rpastraining.com.au/casr-101-uav-drone-legal-or-illegal.

[8] What are the rules about operating a drone in Australia? 4 January 2016 // http://www.gizmodo.com.au/2016/01/what-are-the-rules-about-operating-a-drone-in-australia/.

[9] China’s new drone regulations. January 19, 2016 //

http://dronelife.com/2016/01/19/chinas-new-drone-regulations/.

[10] Flying of unmanned aircraft //

http://www.caas.gov.sg/caasWeb2010/export/sites/caas/en/ANS/unmanned-aircraft.html.

[11] Крупнейшие компании занялись вопросами регулирования полётов дронов // http://kvadrokoptery.com/krupneyshie-kompanii-zanyalis-voprosami-regulirovaniya-poletov-dronov/.

[12] Безопасное селфи //

https://mvd.ru/safety_selfie.

[13] Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 //

http://rg.ru/2010/04/13/vozdushnoe-prostr-dok.html.

[14] Законопроект о массовой регистрации дронов надо приостановить. 23 декабря 2015. URL: https://tjournal.ru/p/ponfilenok-drones-registrarion.

[15] Регистрацией всех дронов в России займётся ФСБ. 02 февраля 2016. URL:

http://d-russia.ru/registraciej-vsex-dronov-v-rossii-zajmetsya-fsb.html.