В рамках всероссийской акции “День короткометражного кино-2018” в московском ресторане “Серебряный век” прошла “Ночь короткого метра”. На этом мероприятии награждались лучшие представители короткометражной киноиндустрии. The Wall Magazine разбирается, зачем снимать фильм длиною в 10 минут, и как он может изменить российский кинематограф.

О короткометражных фильмах слышишь не слишком часто и уж никак не ожидаешь, что награждение лучших пройдет в вычурно роскошных интерьерах заведения на Лубянке. Вот и генеральный продюсер акции Дмитрий Якунин признается: “Сегодня мы нагнали пафоса, который не всегда свойственен молодым режиссерам короткого метра, но так мы завышаем планку”.  

Акция проводится уже 4 года, причем не только в столице, да и не только в России. С 15 по 25 декабря в кинотеатрах, барах, библиотеках и школах можно увидеть русские короткометражные фильмы. В этом году проект добрался до Испании, где в сентябре в рамках фестиваля кино на русском языке “Киноволна” открылся кинокампус в городе Аликанте. Его участники сняли 10 короткометражек под руководствам режиссера Николая Лебедева, известного по таким фильмам, как “Экипаж” и “Легенда №17”. Победительница кинокампуса Евгения Юстус рассказывает, что всего за неделю надо было выбрать актеров, локацию, а потом снять кино, смонтировать и представить на фестивале. Ее фильм “Жду тебя” рассказывает о разлученных во время гражданской войны в Испании брате и сестре, которые много лет пытаются найти друг друга.

Евгения Юстус

Пока награждение не началось, и слышен лишь звон бокалов и громкое представление многочисленных партнеров акции, можно выяснить у гостей, что же они понимают под словом “короткометражное кино”.

Почему же короткометражки становятся востребованнее? “Наступило время денег, — отвечает директор гильдии актеров кино России Валерия Гущина. — Для того, чтобы режиссеру о себе рассказать, достаточно снять 10-минутный ролик, и люди, посмотрев только его, могут решить, вкладываться в его творчество или нет”. Отлично. Но изменят ли эти талантливые мастера короткого метра российскую киноиндустрию? Валерия Александровна грустно вздыхает: “Есть желание, и почти нет шансов”. Монотонность сценарной мысли, отсутствие глубины, мелочность — вот главные проблемы.

Короткий метр — эпиграф к большому кино, но иногда он бывает намного интереснее полнометражного фильма.
Валерия Гущина

Чуть более положительный прогноз дает режиссер Алексей Харитонов. Кстати, его короткометражная комедия “Взятка” в этот вечер получила приз “За лучший актерский ансамбль”. “Стать частью мировой индустрии — долгий путь, но он для нас не закрыт. Пока мы только в самом начале. Основная проблема — это  отсутствие не только сценаристов. Режиссеров тоже мало. Небольшое количество профессионалов, не создает качественную конкуренцию, а значит, чтобы стать заметным не нужно делать что-то особенное. У нас человек, который обладает талантом, опытом, тут же получает такое количество заказов, что не может посвятить себя целиком всему. Он где-то идет на сделку с совестью, где-то выбирает путь наименьшего сопротивления. И все же, если говорить об авторском кино, то я не вижу, что мы в этом жанре какие-то изгои”.

Награждение Игоря Поплаухина

В этот вечер “Лучшим короткометражным фильмом года” назвали драму Игоря Поплаухина “Календарь” о женщине, которая регулярно раз в несколько месяцев совершает дальние путешествия втайне от всех. Приз за “Лучший короткометражный фильм за период 2014-2017 гг” получила комедия Руслана Братова “Лалай Балалай”, где карусель становится метафорой русской жизни. Короткометражным фильмом с лучшим кинематографическим стилем был назван “Нет” Ивана Петухова про встречу в ресторане, которая пошла не по плану. А призом для фильма Екатерины Тодоровской “Подстава” о сделке мэра города N с чертом стало фестивальное продвижение. Теперь вы точно знаете, какие фильмы посмотреть во время праздников, ведь все они уже доступны онлайн. А еще генеральный продюсер Дмитрий Якунин советует почаще вбивать в строку поиска на YouTube слово “короткометражки”. “Точно что-то интересное найдете”, — говорит он.

Гости стали расходиться ближе к полуночи. После такого мероприятия приходит осознание, что мы действительно стали обращать на наше кино больше внимания. Проект “День короткометражного кино” развивается, растет, появляются премьеры короткометражек на Снобе, на сайте Digital Reporter, создается платформа Пилигрим, где можно посмотреть авторское российское кино. Иногда не хочешь заглядывать вдаль, думать, как же оно вскоре изменится, обсуждать и осуждать. Хочешь просто радоваться и удивляться силе одной инициативы, которая потом превращается в большой проект, охватывает всю страну и наверняка делает людей счастливее.

Автор: Злата Лиман

Фотографии предоставлены организаторами