3 ноября в центре дизайна и архитектуры «ARTPLAY» в рамках «Ночи искусств» прошла встреча генерального директора Государственной Третьяковской Галереи Зельфиры Исмаиловны Трегуловой и директора ГМИИ им. А.С.Пушкина Марины Девовны Лошак. Беседу вёл художник и директор Государственной галереи на Солянке Федор Павлов-Андреевич.

Зельфира Трегулова и Марина Лошак, судя по программе в информационном буклете, должны были поговорить об идеальном музее, однако в основу их обсуждения легли проблемы индустрии в целом и перспективы развития двух главных музейных комплексов столицы.

По мнению глав ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина, люди начали интересоваться искусством, и, в частности, молодёжь теперь стремится попасть в музеи на работу, хорошо понимая, что заработная плата там невелика. Студенты и выпускники устраиваются ночными смотрителями и активно участвуют в организации проектов. «Полгода назад ко мне подошёл наш главный администратор: у нас огромное событие – впервые в истории музея смотритель ушла в декрет», – шутила директор ГМИИ А. С. Пушкина. Однако, несмотря на инициативность молодых людей, организаторам трудно найти профессионалов, которые готовы работать в одной сфере долгие годы. «Музейный бизнес через 15-20 лет может столкнуться с проблемой, когда узких специалистов в искусстве не останется. Современные искусствоведы редко посвящают жизнь какому-то одному художнику или направлению, а именно это и отличает настоящего профессионала», – прокомментировала ситуацию З. И. Трегулова. «Музей – это место для марафонцев, бегунов на длинные дистанции. Это не спринтерское место. Но иногда марафонец должен почувствовать себя спринтером, ощутить, что в нём осталась ещё какая-то энергия на мощный рывок», – добавила М.Д. Лошак.

«Музейный бизнес через 15-20 лет может столкнуться с проблемой, когда узких специалистов в искусстве не останется. Современные искусствоведы редко посвящают жизнь какому-то одному художнику или направлению, а именно это и отличает настоящего профессионала»

Другой проблемой для обсуждения послужили отношения музеев с государством. Директоры рассказали публике о планировании бюджета, организации выставок, совместной работе с другими музеями. На вопрос слушателя из зала об окупаемости выставок, Зельфира Трегулова ответила, что две трети бюджета – деньги, выделяемые государством, и только одна треть – средства, вырученные с выставок. Таким образом, чтобы получить необходимую сумму для создания или изменения экспозиции, музей должен дождаться одобрения Министерства культуры. «Собственные деньги музея тратятся в первую очередь на специальные проекты и образовательные программы», – пояснила директор ГТГ. Выяснилось, что на небольшую по масштабам выставку необходимо как минимум 500-600 тыс. долларов. На серьёзный же проект, по словам Лошак, уходит от 1 млн евро.

Директоры также обсудили вопрос сотрудничества между музеями. «Был момент, когда потребность зарабатывать деньги вышла для музеев на такой уровень, что они стали брать друг у друга деньги за предоставление экспонатов. На самом деле, это оказалось просто перекачиванием денег из одного государственного кармана институции в другой», – пояснила директор ГТГ. Она рассказала, что шесть центральных музеев России (ГТГ, Пушкинский музей, Эрмитаж, Русский музей, Исторические музеи Кремля) недавно договорились о бесплатном предоставлении произведений искусства и помощи в организации выставок. Инициативу в этом вопросе проявил директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. 

«Проблема общественного неуважения к памятникам культуры и ценным экспонатам кроется не в политике и законах, а в менталитете и мировоззрении, изменить которые в короткий срок невозможно»

Помимо экономической составляющей музейной работы, беседа затронула и социальную сторону. Первые леди выставочного дела обсудили вандализм в музеях и меры по его пресечению. По мнению Федора Павлова-Андреевича, массы редко реагируют на преступления, связанные с искусством и происходящие в пространстве музеев, считая их несерьёзными. Именно поэтому подобные случаи обычно не выходят за рамки узкого профессионального круга и не получают общественной огласки. После пятиминутного спора с модератором о том, так ли это, Трегулова и Лошак пришли к выводу, что не могут объективно оценить реакцию населения на вандализм по отношению к искусству, а значит, вопрос остаётся нерешённым. Однако все участники беседы сошлись на том, что проблема общественного неуважения к памятникам культуры и ценным экспонатам кроется не в политике и законах, а в менталитете и мировоззрении, изменить которые в короткий срок невозможно. Искусствоведы привели в пример вандализма по отношению к работе Аниша Капуры в Версале. Стоит напомнить, что в июне этого года Инсталляция Аниша Капура в Версале Dirty Corner, получившая неофициальное прозвище «королевская вагина», была забрызгана желтой краской из баллончиков. Работа Капура вызвала самые разные отклики у местной общественности: газета Le Parisien назвала её «провокацией гения», в то время как мэр Версаля Безье Робер Менар написал в своём твиттере, что она «уродует наше историческое наследие»[1]. «Тут дело не только в просвещении, поэтому образовательной программой этот вопрос не решишь. Но если человек увидит на входе в музей полицейского с оружием, он поймет, что его немедленно остановят, и остановят самым решительным образом», – комментирует проблему З.И. Трегулова. М.Д. Лошак согласилась с коллегой в необходимости полицейского патрулирования музеев и ответного действия со стороны властей. «Музей может быть только частью того острова добра, который должен быть расширен», – завершила полуторачасовое обсуждение директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Текст и фото: Алина Максименко

[1] Инсталляция Аниша Капура в Версале атакована вандалами. Артгид. 19.06.2015// http://www.artguide.ru/news/3218.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.