Российский прокат часто удивляет. По тем или иным соображениям на экранах вереницей появляются откровенно слабые фильмы, а достойные проскальзывают в ограниченном прокате. Зачастую прокатчикам приходится ориентироваться на вкусы зрителей, на популярность отдельной ленты и, конечно же, на кассовый потенциал. Сегодня мы собрали для вас несколько недавних картин, по нашему мнению, заслуживающих внимания. Какие-то из них, возможно, ещё порадуют своим присутствием в расписаниях отечественных кинотеатров, а какие-то уже точно нет.

Рождение нации / The Birth of a Nation (Режиссёр – Нэйт Паркер)

Название картины отсылает зрителя к одноименному фильму 1915 года, в котором новатор киноискусства Д.У. Гриффит впервые использовал некоторые классические приемы монтажа. Ирония состоит в том, что если у классической ленты Гриффита речь шла о воспевании ку-клус-клана, то у Нэта Паркера под «рождением нации» подразумевается восстание чернокожих рабов под руководством проповедника Нэта Тернера (режиссер исполнил заглавную роль) в Вирджинии 1831 года.

После серии трагических событий романтик постепенно превращается в религиозного фанатика, стремящегося к благоденствию любой ценой. Насилие и со стороны рабовладельцев, и со стороны восставших показано натуралистично, отталкивающе. «Бунт бесмысленный и беспощадный» как он есть: с угрюмыми, озлобленными рабами, в руках которых топоры и вилы становятся зловещими орудиями возмездия – с одной стороны, и жестокими плантаторами, готовыми потопить восстание в реках крови – с другой.

Фильм стал хитом «Санденса» в 2016 году и, учитывая лояльность Американской киноакадемии к фильмам о проблемах чернокожих в этом году, мог вполне побороться за одну из статуэток на недавно прошедшем «Оскаре». Однако летом прошлого года СМИ припомнили режиссеру давнее обвинение в изнасиловании белой женщины. Тогда Паркер был оправдан, но волну негодования в медиа было уже не остановить, а Паркер явно не обладал авторитетом Вуди Аллена или Романа Полански, чтобы его первую серьезную работу воспринимали отдельно от личности режиссера. Картина провалилась в прокате, возможно, из-за скандала, а может быть, потому, что тягучую историческую драму не так уж просто продать. Компания Двадцатый век Фокс, разочарованная сборами, приняла решение отменить назначенные релизы в ряде стран, включая Россию. Впрочем, вряд ли специфической ленте об эпизоде американской истории удалось бы вызвать фурор среди российских зрителей.

Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча / Billy Lynns Long Halftime Walk (Режиссер – Энг Ли)

На этот раз культовый режиссер Энг Ли взялся за экранизацию сатирического романа Била Фонтейна. По сюжету, журналистам удалось запечатлеть подвиг одного из отрядов во время военной операции в Ираке. Молодые солдаты становятся частью грандиозного шоу, кульминацией которого должно стать их появление на футбольном матче в День Благодарения. После этого они снова должны отправиться в Ирак. В фильме война становится для пиарщиков и студийных боссов неплохим способом подзаработать, и как такая коммерциализация воспринимается людьми, прошедшими сквозь огонь боевых действий и потерю товарищей. Выходит, что на войне к солдатам относились честнее, чем дома, где их воспринимают как причудливых персонажей вечернего выпуска новостей, которых забудут, как только начнется очередной рекламный блок. Но на фоне карнавальной мишуры для простых ребят отчетливее проступает то настоящее, за что они сражаются в чужой жаркой стране.

После «Жизни Пи» Энг Ли решил продолжить экспериментировать с использованием технологий; после долгих изысканий им было принято решение снимать фильм с частотой 120 кадров в секунду. В мире существуют всего шесть кинотеатров, способных продемонстрировать фильм так, как режиссер его задумывал изначально, и два из них находятся в США. Но новаторство Ли не всем пришлось по вкусу: многие критики отмечали, что визуальная составляющая часто отвлекала от восприятия сюжетной линии.

Ленте удалось собрать 30 миллионов долларов при производственном бюджете в 40 миллионов. Кассовый провал предопределил то, что «Долгий путь…» так и не добрался до российских экранов. Хотя фильм с подобным звездным составом (в фильме задействованы Вин Дизель, Гаррет Хедлунд, Кристен Стюард, Крис Такер и Стив Мартин) вполне мог понравиться любителям военных драм вроде «Повелителя бури» или «Посланника».

Midnight special и Лавинг (Режиссер – Джефф Николс)

Отец (Майл Шеннон) вместе со своим другом Лукасом (Джоел Эдгертон) выкрадывает сына Алтона, обладающего сверхъестественными способностями, чтобы отвезти его в некое таинственное место. Ситуацию несколько осложняют преследующие их агенты спецслужб и последователи религиозного культа.

Имея на руках ограниченный бюджет, Джеффу Николсу удалось снять стильный и увлекательный фильм. Это и роуд-муви, и научная фантастика – своеобразный оммаж культовым фильмам 80-х. Создатели сразу с головой окунают нас в действие, и до его конца мы не получим исчерпывающих ответов, проговариваемых кем-либо из персонажей. Кто или что такое Альтон? Откуда у него его дар? Что это за свет исходит из его глаз? Неслучайно многие критики отмечают влияние Марка Твена на режиссера: «Midnight special» – это как раз тот случай, когда ответы и пункт назначения не столь важны, настолько захватывающим оказывается даже не само приключение, а его интерпретация. Зачем разрушать ореол загадки, когда она казалась столь увлекательной? И кажется, что под тонкой оболочкой научной фантастики автор пытался донести идею о важности отцовской любви, о том, что порой близким как никогда необходима наша жертва, и о том, как важно порой отпускать.

Очевидно, минует прокат в России и новый фильм Николса «Лавинг». Картина снята на основе истории супругов Ричарда (снова Джоел Эдгертон) и Милдред (Рут Негра) Лавинг, которые были осуждены за вступление в межрасовый брак. Пара не смирилась с вынужденным переездом из Вирджинии, стала бороться за свои права и в конце концов добилась справедливости. Николс решил сфокусироваться на истории семьи – судебный процесс остается на втором плане. На выходе получилась тонкая драма, за роль в которой Рут Негра получила номинацию на Оскар.

Ведьма / The VVitch: A New-England Folktale (Режиссер Роберт Эггерс)

Середина семнадцатого века. Семья изгнанного из общины пуританина Уильяма подвергается испытаниям. Новорожденный младенец, порученный юной Томасине (Аня Тейлор-Джой, сыгравшая одну из похищенных девушек в недавнем «Сплите»), загадочным образом исчезает, что становится лишь первым звеном в череде зловещих знамений.

По уровню нагнетания ужаса жанровая «Ведьма» не уступает россыпи успешных в последнее время «заклятий» и «астралов». Режиссер-дебютант Роберт Эггерс показывает, что без дешевых скримеров и жанровых клише можно снять атмосферный мистический триллер, от которого волосы встанут дыбом.  Упор здесь сделан на том, как семья пуритан будет разваливаться под ударами судьбы, а не на литрах пролитой крови.

Во главу угла ставится рассказ о глубокой греховности и религиозной истерии, которые часто идут рука об руку, о напрасном уповании на спасение. На основе сохранившихся исторических источников о процессах над ведьмами режиссер убедительно воссоздает быт и нравы того времени, а также выстраивает некоторые диалоги. Реалии скрупулезно восстановленной Новой Англии предстают в виде декораций к некой зловещей сказке. Для того чтобы зритель усвоил урок, зло в «сказке» и представлено таким образом, что к нему в буквальном смысле можно прикоснуться. Это и пугает больше всего.

Малобюджетный хоррор собрал хорошую кассу в США, однако до российского проката так и не добрался, появившись сразу на DVD.

Автор: Анатолий Волохов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.