Композиторы, художники, писатели, режиссёры – все творческие личности отличаются от обычных людей. Необходимым условием жизни для них является вдохновение, в поиске которого они постоянно находятся. Довольно часто источником творческого порыва становится человек – муза, её стараются запечатлеть в произведениях, выражающих гений мастера. Для легендарного художника второй половины XX века Анатолия Зверева музой был женский образ, который он изображал на своих полотнах. Именно женский портрет «красавиц столетия» составил основу композиции, представленной в Музее АЗ (так, сокращенно от Анатолий Зверев, подписывал свои работы портретист). Концепция выставки подсказала сотрудникам музея идею для серии музыкальных вечеров – «Композиторы и их музы». Каждый вечер представляет собой синтез музыкального сопровождения и лекции, освещающей предложенную тематику. Первая встреча прошла 22 сентября и была посвящена русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и певице Надежде Ивановне Забела-Врубель.

Увертюрой к лекции послужила «Арабеска» Клода Дебюсси в исполнении лауреата международных конкурсов, солистки Государственного академического оркестра России им. Е. Светланова Нины Куприяновой. Чарующие звуки арфы погрузили слушателей в сказочную атмосферу музыкально-литературной композиции. Затем солисты Светлановского оркестра (Евгения Юшина, Василий Кухаренко и Нина Куприянова) выступили с другим произведением основоположника музыкального импрессионизма – сонатой для флейты, альта и арфы, редко исполняемой в концертных программах, но известной ценителям музыки неповторимой живописностью и изяществом.

«Море, показанное средствами музыкальной выразительности, особенно удавалось Николаю Андреевичу, тема морской стихии встречается в его симфониях (в частности, Симфонии № 2 – «Антар»), симфонической сюите «Шехеразада» и романсах»

С первой части перед глазами открываются бескрайние морские просторы, поражающие своим великолепием. Море, показанное средствами музыкальной выразительности, особенно удавалось Николаю Андреевичу, тема морской стихии встречается в его симфониях (в частности, Симфонии № 2 – «Антар»), симфонической сюите «Шехеразада» и романсах.  Это предстаёт связующим звеном между французским и русским композитором (Дебюсси восхищался гением Римского-Корсакого), что обусловило выбор данных сочинений из множества шедевров классической музыки. Восторгался умением композитора и художник Михаил Врубель (также имеющее непосредственное отношение к теме вечера): «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».

Литературная часть состояла из лекции музыкального комментатора Виктора Александрова. Виктору удалось за довольно короткий промежуток времени передать главное – творческое содружество трёх деятелей искусства конца XIX века: композитора Римского-Корсакова, певицы Забела-Врубель и художника Михаила Врубеля. Основной темой лекции была жизнь Надежды Ивановны, ведь она была музой не только для своего мужа – выдающегося художника, но и для великого композитора, оставившего огромное творческое наследие.

Певица с первого знакомства пленила творцов. «…Какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня – на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», позже вспоминала о первой встрече с будущим супругом Надежда Ивановна. «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии. (30 декабря 1897 года Надежда исполняла партию Царевны Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко» – прим. автора) Однако опасения оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение» такими были воспоминания о знакомстве с композитором.

Надежда Забела-Врубель и Галина Вишневская в роли Марфы в опере «Царская Невеста»

Лирико-колоратурное сопрано Забела-Врубель какого-то особого, кристально-чистого, неизъяснимо обаятельного тембра влюбляло абсолютно всех. В исполняемых операх композитора «Псковитянка», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь», «Моцарт и Сальери», «Вера Шелога», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Кощей Бессмертный» Надежда Забела-Врубель была «моей лучшей Снегурочкой» (дарственная надпись композитора певице); «так спетой Снегурочкой, как Надежда Ивановна, которой я раньше не слыхивал» (Римский-Корсаков в письме Врубелю); «очень хороша в партии Марфы, сколько теплоты и трогательности было в её голосе и в сценическом исполнении» (Юлий Дмитриевич Энгель); «видением, созданным народной фантазией… эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц» (критики после премьеры «Сказки о царе Салтане»).

«Романс «Нимфа» композитор посвятил Надежде Ивановне. В нём автор стремился воплотить сердце и голос певицы: в итоге сочетание стихотворения Аполона Майкова, музыки Римского-Корсакова и чудесного исполнения дарили ощущение вечной духовной красоты»

Венцом выступлений музы двух художников были романсы Римского-Корсакова «Заклинание», «Я в гроте ждал», «Свеж и душист» и «В царство розы и вина», а романс «Нимфа» композитор посвятил Надежде Ивановне. В нём автор стремился воплотить сердце и голос певицы: в итоге сочетание стихотворения Аполона Майкова, музыки Римского-Корсакова и чудесного исполнения дарили ощущение вечной духовной красоты, что смогли почувствовать посетители музыкального вечера, слушая запись романса в исполнении Галины Вишневской, чей тембр голоса по красоте сравним с сопрано Забела-Врубель.

Вечер в Музее АЗ, наполненный воспоминаниями и музыкальными фрагментами, стал аллюзией на «корсаковские среды», проводимые композиторов, где камертоном была его «нимфа» – Надежда Забела-Врубель. Приглушенный свет, спокойная и безмятежная обстановка, чашечка горячего кофе со сладостями, добродушные работники музея составили важную часть того, что необходимо для восприятия классических музыкальных произведений.

Автор: Мария Тарасова