15 мая каждый год Московский метрополитен празднует свой День рождения. Первый поезд был пущен 82 года назад (1935). Первая линия метро шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» и имела ответвление до станции «Смоленская». Москвичи быстро оценили удобство нового вида транспорта, а жители других городов специально приезжали в столицу, чтобы посмотреть на желто–красные поезда и прокатиться на них.

В начале работы метрополитена протяженность путей составляла 11,5 километров, а станций было 13. Сейчас, по данным сайта Московского метро, эксплуатационная протяженность линий – 292,9 километров, количество станций насчитывает 176.

Также 15 мая – праздник работников метро. Успевайте до часа ночи поздравить их с профессиональным праздником. А пока предлагаем вам совершить небольшую экскурсию в подземку.

«Подземные дворцы»

Несмотря на то, что основные «подземные дворцы» относятся к 20-му веку, и в 21 веке новые станции поражают своей красотой. Например, Волоколамская, станция на окраине спального района Митино. Это сооружение поражает своей массивностью, величественностью, в то же время легкостью и изящностью. Это одна из последних станций, построенных по индивидуальному проекту – дальнейшие новоделы строятся «близнецами» без особых отличий друг от друга.

Небо из тысячи лампочек над головой – такое впечатление производит «Электрозаводская». Светильников в потолке и правда много – 318 штук. Станция была открыта ровно 74 года назад, во время Великой Отечественной войны, являясь очередным свидетельством силы воли советского народа.


В оформлении станции отражена тема партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. У колонн, расположенных ближе к выходу, стоят скульптуры (автор М. Г. Манизер) героев-партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина. 80-летний крестьянин–колхозник  в 1941 году повторил подвиг Ивана Сусанина и завел немецкий отряд в засаду.

На «Площади Революции» установлено 76 бронзовых скульптур, изображающих советских людей. Фигуры были изготовлены в Ленинградской мастерской художественного литья под руководством скульптора М. Г. Манизера. Фигур было 80, но в 1947 году из общего количества было убрано 4 из-за сооружения гермозатвора перед восточным выходом. Всего на станции 20 различных образов, однако 18 из них повторяются четырежды, а два — дважды.

В начале Великой Отечественной войны фигуры были эвакуированы в Среднюю Азию. В 1944 году их вернули, но нецельными. После эвакуации от них оставались разрозненные отдельные части — головы, туловища, руки, оружие. Но, так как каждая скульптура имела две или четыре копии, их всех  удалось полностью восстановить.

«Надо потереть нос псу, на счастье, все экзамены сдашь – одна из самых известных народных примет Московского метро»

Самая центральная, самая первая – «Библиотека имени Ленина». Станция примечательна своими раскачивающимися сферическими светильниками, а также огромными толпами народа – станция является частью самого большого пересадочного узла в Москве.

Полумрачная, тяжелая, безлюдная — такие слова можно использовать для описания станции «Красные Ворота».

Тема архитектурного оформления станции «Проспект Мира» – преобразование природы, а точнее, развитие сельского хозяйства в СССР. Стены зала украшены фарфоровыми барельефами со сценами сельскохозяйственного труда. Стены путей облицованы тёмно-красным уральским мрамором. Пол выложен чёрным и серым гранитом.

Автор текста: Елена Дмитриева, Глеб Виноградов
Автор фото: Глеб Виноградов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.