Для реализации Фотобиеннале 2016 задействовано несколько основных площадок, таких как Мультимедиа Арт Музей и Манеж[1]. Это масштабный фестиваль фотографии, который проходит раз в два года с 1996 года, чередуясь с биеннале «Мода и стиль в фотографии». По словам Ольги Свибловой, это время когда «весеннее фотополоводье начинает заполнять Москву»[2]. Серия выставок посвящена в этом году трём основным темам: «Япония», «Вне Москвы и Санкт-Петербурга» и «Идентичность»[3].

В Манеже выставки закроются 17 марта, поэтому стоит поспешить их увидеть. Там представлено несколько интересных проектов, где можно насладиться фотографиями, полными экспрессии[4].

Репортажная съёмка, где всегда присутствует ирония

Кристина Гарсия Родеро «Открыв рот». Независимо от места съёмки на фотографии (будь то городское событие, музей, дом) присутствует человек с открытым ртом, это выражение лица может сигнализировать о недоумении, усталости, приятном удивлении. Задача фотографа состояла в том, чтобы зритель прочувствовал те же эмоции, что и главный герой. Идею этой выставки фотограф вынашивала более 40 лет, на основе представленных кадров можно проследить жизненный путь фотографа от родного города Пуэртольяно в Ла-Манче до дальних уголков земного шара.

 



Фотоистории

Юсуф Севинчли «Отклонения». Фотографии представляют его взгляд на мир, складываясь в кадры с прекрасной композицией. Он снимал от случая к случаю[5], живость кадра от этого только выигрывает. Клаудия Хьюидобро «Наоборот». Фотограф, а в прошлом манекенщица, переосмысливает собственную идентичность. На фото она предстаёт не как персонаж с красивой картинки, а больше как художник, показывающий перформанс.

Разные жанры фотографии

«Эволюция взгляда. 1991-2016». К 25-летию Союза Фотохудожников России. На этих снимках можно проследить, как менялись взгляды и техника фотографов трёх поколений на абсолютно разные сюжеты[6].

 

Потреты

Грациано Аричи «Венеция. Мировая культура в лицах», Оливье Кюльманн «Другие», Жан-Пьер Лаффон «Тревожная  Америка».

Мультимедиа Арт Музей представляет несколько выставок, которые можно сгруппировать следующим образом:

 Наследие советских фотографов

Уездный город Галич (1900-е – 1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора, Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев, Аркадий Шайхет «1945–1959. Эпизод 4-й». На выставке Шайхета представлены снимки Москвы и других городов в 1940-х и 1950-х. Интересно посмотреть на то, какой была Москва в то время и сравнить с видами, которые она представляет сейчас. Также можно познакомиться с советской повседневностью, людьми и местами, которые имели значение в то время.

Фотографии джентльменов и леди с остроумными подписями

 Карен Кнорр «Британский стиль. 1970–80-е годы». Серия «Белгрейвия» была создана в одноимённом аристократическом районе Лондона. Это работы, направленные на переосмысление тем классового неравенства и богатства, ответ на интеллектуальные дебаты 1970-х годов и на то, что впоследствии стало именоваться «политикой репрезентации». Серии «Джентльмены» и «Леди» представляют собой фотографии в неоклассических пространствах, где человек находится с характерной для него фразой. Карен Кнорр записывала разговоры, которые затем использовала в подписях к фотографиям. В серии «Джентльмены» она отразила консервативные настроения патриархального общества, в 1981-1983 годах. Серия «Леди» была создана значительно позже, главной идеей стало новое определение женщины, на создание этих снимков фотографа подтолкнуло сотрудничество с «Pop magazine».

Легендарный календарь Пирелли

Pirelli Calendar 2016. Анни Лейбовиц. В  этом году перед Лейбовиц была поставлена задача отойти от традиции календаря изображать обнажённых женщин и создать портреты выдающихся женщин нашего времени в классическом чёрно-белом портрете студийной работы[7]. В этом году выбрали женщин, оставивших яркий след в истории современного искусства и спорта, прославившихся, благодаря своей работе над социальными и благотворительными программами.

Виды пустынного Эрмитажа

Кандида Хёфер «Эрмитаж. Дворцы Санкт-Петербурга». Ей нравится фотографировать общественные здания, связанные преимущественно с хранением и трансляцией культурной памяти: библиотеки, театры, архивы и музеи. Основная идея в том, что «люди делают в этих пространствах – и то, что эти пространства делают с людьми – лучше всего видно, когда никого нет, точно так же, как отсутствующий гость зачастую становится предметом разговора[8]».

Японское фотоискусство

Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях». В музее представлено три серии: «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Морские пейзажи издалека похожи на полотна Марка Ротко, только без цвета. Однако абстрактность сменяется фигуративностью, когда подходишь ближе и видишь каждую волну. Театры на фотографиях выглядят, словно с белыми прямоугольниками вместо декораций на сцене и неизменно напоминают авангард. Диорамы – это проект, над которым художник начал работать первым и работает до сих пор. На этих фотографиях представлены леса. Художник неоднократно говорил, что всю свою жизнь  никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует. Это ощущение призрачности бытия тревожило его с детских лет,  а со временем даже стало ему нравиться.

«Модернизм в японской фотографии. 1930-е годы. Осаму Сиихара». Сюрреалистические снимки. Порой фотографии напоминают эксперименты Мана Рэя 20-х годов. Объект съёмки намеренно искажается, обыденный предмет представляется под другим углом. Осаму Сиихара убеждён: на его фотографии можно смотреть не спеша и получать удовольствие, это его основной посыл зрителю.

Проект Андрея Черкасенко «Ассоциации. Хайку & хокку и японская фотография 1880-х из коллекции МАММ». По одному из определений, хайку – это размышление «здесь и сейчас» о чувствах и ощущениях, запечатленное в краткой словесной картинке. Японская раскрашенная фотография 1880-х годов, объединенная в экспозиции с хайку Черкасенко, является ещё ярким примером того, что  традиционные формы остаются актуальными для современности.

Автор текста и фото: Наталья Белова

[1] Мультимедиа Арт Музей. Фестивали. Фотобиеннале 2016. http://www.mamm-mdf.ru/festivals/photobiennale-2016/

[2] Эхо Москвы. Интервью Фотобиеннале 2010: Ольга Свиблова. http://echo.msk.ru/programs/beseda/661537-echo/

[3] Фотобиеннале-2016 посвятили Японии и провинциальной русской фотографии. http://www.theartnewspaper.ru/posts/2642/

[4] Фотобиеннале – 2016.  МВО «Манеж». http://moscowmanege.ru/ru/fotobiennale-2016/

[5] Юсуф Севинчли «Отклонения». http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/ys-drive/

[6] «Эволюция взгляда. 1991-2016». К 25-летию Союза Фотохудожников России http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/evolution-of-sight/

[7] Наталья Водянова, Серена Уильямс и другие женщины, изменившие мир. Календарь Пирелли 2016 // https://www.youtube.com/watch?v=-zovX6MXXyc.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.