Летом 2015 года в Европейском союзе как никогда ранее вырос приток иммигрантов. В связи с этим страны ЕС поставлены перед вопросом необходимости сохранения единой стратегии развития. За сторонниками евроскептицизма и радикальной борьбы с увеличением количества беженцев закрепляется все большее политическое влияние. Так, в Польше консервативно настроенная партия «Право и справедливость» обошла правящую «Гражданскую платформу»[1]. Результаты недавних парламентских выборов в Португалии и Хорватии также показывают, что для граждан Европы повысилась важность национальной идентификации[2]. На этом фоне при оценке роли Брюсселя в вопросе миграции часть экспертов указывает на прямую причастность последнего к сложившейся ситуации из-за нескольких основных просчетов[3].

Среди наиболее значимых ошибок— решение о прекращении эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции в мае 2013 года

Снабжение Свободной армии Сирии европейской военной техникой позволило оппозиции создать стабильную внутреннюю структуру, добиться сначала паритета, а затем и перевеса в количественном и качественном отношении. Эскалация конфликта привела к тому, что ”Исламское государство” пришло на благодатную для него землю — разоренную затянувшейся войной и переполненную свободно доступным оружием. Ничто не не смогло помешать террористам занять обширные территории Сирии и Ирака, опустошенные боевыми действиями (что напоминает оккупацию Афганистана без боя ”Талибаном” в 1990-х)[5]. В свою очередь это подтолкнуло коренное население искать более безопасные места обитания — в Турции и странах Европы.

 
 

Другой существенный просчет заключается в том, что сегодня Европейский союз не имеет действующих рычагов для сокращения потока беженцев

 
 


Важно обратить внимание: в Брюсселе на данный момент нет четкого разграничения между спасающимися от войны и экономическими беженцами[6]. Это говорит о том, что прибытие новых мигрантов на данный момент не контролируется; вместе с тем европейские политики рапортуют о все новых квотах, последняя из которых предполагает создание дополнительных 100000 мест для приема беженцев[7]. 

Здесь стоит вспомнить один из экономических принципов, утверждающих, что среди факторов, влияющих на величину спроса, довольно серьезным является субъективное ожидание на ближайший временной этап. По аналогии, при увеличении объема предлагаемых квот ожидания беженцев включения в них также имеют тенденцию к увеличению. Из этого следует, что любое заявление о новых местах для ищущих убежище губительно из-за отсутствия или неэффективности механизмов стабилизации и лимитирования потоков[8], поскольку данный процесс способен привести к нерегулируемому росту расходов на содержание и, в результате, разрушению экономики Евросоюза.

 
 

Наконец, в вину Брюсселю ставится преследование собственных целей без учета конечных последствий

 
 

Прежде всего,  Евросоюз рассчитывал на постепенное снижение поставок газа из России в пользу более выгодных предложений из Катара и Саудовской Аравии [9]. Одновременно с этим сказывалось влияние США, проводивших политику интервенции по всему миру и имевших свои интересы в Сирии [10]. Государства, не согласные с данным курсом или же желающие сохранить нейтралитет, не оказали должного внимания потенциальной угрозе, не учтя возможные риски, причем опять же в соответствии с локальными задачами. К примеру, Германия, имеющая доминирующее экономическое и политическое положение в регионе, с самого начала конфликта предпочла нейтральную позицию. Объясняется это двумя причинами, а именно борьбой за электорат Христианско-демократической партии канцлера Меркель и противоборством набирающей популярность и представляющей евроскептиков партии ”Альтернатива для Германии”[11]. 

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что перед объединенными европейскими государствами стоит  перспектива полной потери контроля над ситуацией как на Ближнем Востоке, так и непосредственно внутри своих границ. Возможность восстановления баланса становится все менее реальной, поскольку если умеренная оппозиция хотя бы готова сесть за стол переговоров, то для ИГИЛа потребуется иной метод урегулирования конфликта. Это значит, что лишь завершение войны в Сирии позволит уменьшить иммиграцию в Европу. Остается выразить надежду, что европейские политики не допустят критического положения, избрав верное для данной проблемы разрешение.

Автор: Алексей Коноплев

Источник фото: http://www.kommersant.ru

[1]-http://www.aif.ru/politics/world/smi_na_parlamentskih_vyborah_v_polshe_pobedili_nacional-konservatory.

[2]-http://www.bbc.com/russian/news/2015/11/151108_croatia_elections.

[3]-http://inosmi.ru/asia/20151025/231011647.html.

[4]-http://www.bbc.com/russian/international/2013/05/130527_eu_syria_weapons.shtml.

[5]-Steve Coll, “Ghost Wars: The Secret History of the CIA, Afghanistan, and Bin Laden, from the Soviet Invasion to September 10, 2001”.

[6]-http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2246899.

[7]-http://www.vedomosti.ru/politics/news/2015/10/26/614321-evropa-100-000-bezhentsev.

[8]-http://www.bbc.com/news/world-europe-34185970.

[9]-http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/10/26/614235-igra-rinke-gaza.

[10]- https://russian.rt.com/article/118041.
[11]-http://www.vesti.ru/doc.html?id=1133151.