В прокат вышла «Середина 90-х» — режиссёрский дебют актёра Джоны Хилла («Волк с Уолл-Стрит», «Маньяк»). В драме о взрослении ему удалось избежать традиционных нравоучений. Джона бережно воссоздал мир своего юношества, полный скейтерских досок и олдскульного хип-хопа. Очень откровенная и личная картина, которая едва ли оставит равнодушными тех, кто так же дорожит своей молодостью.

Джона Хилл в качестве актёра за последние годы добился внушительных успехов. В прошлогоднем сериале «Маньяк» (сценарист Кэри Фукунага) ему наконец удалось сыграть полноценную драматическую роль. Результат — ожидаемо отлично. А работу на площадке таких мастеров, как Мартин Скорсезе и братья Коэны, актер вспоминает как мастерскую, где он почерпнул режиссерские навыки.

Сценарий «Середины 90-х» Хилл написал, очевидно, по мотивам собственных переживаний того периода, хотя сам он в кадре так и не появится. За пределами актерской площадки он никогда не скрывал свою привязанность к скейтерской культуре, уличной одежде и рэперским тусовкам. Оглядываясь назад, он погружает нас в процесс рождения собственных увлечений, которые стали определяющими для целого поколения. Сегодняшние подростки без труда узнают в героях себя и будут с интересом наблюдать, как появлялись современные тренды в моде и музыке.

Исполнитель главной роли — Санни Сулджик, уже успел себя зарекомендовать в «Убийстве священного оленя», сейчас ему 13 лет. Его герой Стиви страдает от назойливого внимания матери и побоев старшего брата. Скрыться от домашних проблем ему удается в компании ребят постарше, которые учат его кататься на скейте, курить и всячески взрослеть. Хотя для Стиви это настоящий рай, его новая жизнь не обходится без проблем и ошибок — довольно болезненных, но, надо полагать, неизбежных.

Хилл явно не ставил перед собой задачу учить героев жизни или разоблачать их юношеские пороки. Кажется, он вообще не очень себя от них отделяет и просто приглашает зрителя присоединиться к общему веселью. Трудности взросления подростки преодолевают самостоятельно и, за неимением лучших учителей, учатся друг у друга. Сцены вечеринок и езды на скейтах чередуются с откровенными диалогами о семейных проблемах и планах на будущее.

К созданию картины Хилл подошел с той долей смелости, которая необходима, чтобы говорить о молодости на её языке. Весь фильм снят на старомодную 16-мм пленку с соотношением сторон 4:3 — такой кадр понадобился, чтобы картинка 90-х выглядела действительно органично. Начинающему режиссёру пришлось убеждать продюсеров, что кассовые сборы не пострадают от такой съемки.

В актерском составе фильма практически нет актеров как таковых, Хилл собирал свою юную команду из настоящих скейтеров. В итоге происходящее на экране создает полнейшее впечатление почти документальной хроники, совмещающей историю группы подростков с ностальгическим взглядом на целую микроэпоху.

Окончательному погружению в атмосферу картины способствует саундтрек — сборник первоклассного хип-хопа (Mobb Deep, Wu-Tang Clan, A Tribe Called Quest), в который затесались Nirvana, Pixies и The Misfits.

За внешней простотой «Середины 90-х» и подражанием любительской съемке не сложно разглядеть выдающуюся режиссерскую работу. Джона Хилл начинает свою новую карьеру с высказывания о детстве и свободе, между которыми хочется поставить знак равенства. Для растущего сегодня культа девяностых фильм может стать одним из главных манифестов.

Автор: Тигран Варданян

Фотографии с сайта imdb.com